Основы Православия

 

-1

 

Календарь публикаций

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Наш баннер

Кокшетауская и Акмолинская Епархия

Точное название: Кокшетауская и Акмолинская епархия

Дата создания: 5 октября 2011 г.

Входит в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 101) путем выделения из состава Чимкентской епархии при сохранении города Астаны в составе Астанайской епархии. Объединяет приходы в пределах Акмолинской области Республики Казахстан. В пределах епархии проживает 732 533 человек.

Кафедральный город: Кокшетау.

Кафедральный собор: во имя святого Архистратига Божия Михаила (Кокшетау).

Благочиннические округа: Кокшетауский округ, Акмолинский округ, Восточный округ.

Отделы епархиального управления: социального служения, катехизический, миссионерский, информационный, молодежный, отдел по канонизации святых.

Статистические данные: количество приходов, монастырей, число священнослужителей (иереев и диаконов) – 25 приходов, 23 священников, 1 диакон.

 

История епархии

Православная церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца построена в станице Кокчетавской  в 1850 году. Строился храм на пожертвованные в 1835 году деньги в количестве 10 000 рублей Томским почетным гражданином Степаном Поповым. 

26 ноября 1851 года церковь была освящена. 

В 1875 году перенесена на площадь в центр станицы, вновь освящена 11 января 1876 года. 

По причине роста населения станицы и городского населения  28 января 1889 года принято решение о строительстве новой церкви в центре города. Строительство длилось 5 лет, т.к. велось за счет пожертвований прихожан и жителей селений Павловское и Еленинское, где церквей не строилось.

Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена  в 1895 году. По причине не имения причта церковного горожанами было принято решение об обращении к его Преосвященству епископу городов Омска и Семипалатинска Григорию.

Освящена церковь 6 июня 1896 года. Ведущая к ней улица стала именоваться Михайло-Архангельская. 

Журнал Омской Духовной консистории от 1 января 1897 года, ст.1 «При Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава открыть самостоятельный приход с причтом для священника и псаломщика». 

Протоколом Омской духовной консистории за № 270, утвержденном его Преосвященством 15 октября 1896 года об открытии самостоятельного прихода при Михаило-Архангельской церкви в г. Кокчетаве и о закрытии вакансии второго священника в Георгиевской церкви». Данную вакансию занимал священник Иоанн Машенин. Он стал первым священником церкви Михаила Архангела. По характеру строения – деревянное здание, каменный фундамент, деревянная колокольня, здание обнесено было деревянной резной оградой. Население прихода на момент открытия храма составляло 1069 мужчин, 1073 женщин.       

Церковно-приходское попечительство открыто в 1900 году. На пасхальной неделе причт посещает все дома прихожан со святым крестом, после проводили обход со святыми иконами по домам прихода. 

2 февраля 1918 года Советом народных комиссаров принят декрет об отделении государства и школы от церкви. 

5 апреля 1923 года  - передача имущества в связи с отделением церкви  от государства и школы от церкви. Настоятель-священник Иоанн Маслов.

В апреле 1923 года проведены ревизии  и составлены описи имущества Георгиевской и Михаило-Архангельской церквей,  подсчитано количество икон, подсвечников, колоколов, облачений. Всё описанное под расписку было передано священникам и церковным старостам. Из описи: «Церковь и колокольня имеют пять глав: одна над алтарем, другая над серединою церкви, третья и четвертая по бокам храма и пятая над колокольнею. Все главы покрыты вызолоченным железом и заканчиваются  вызолоченными  крестами, иконостас деревянный,  выкрашен красной краской, резьба и колонны вызолочены».  

В 30-е годы 20 века в Кокчетаве функционировала только Михаило-Архангельская церковь, Георгиевская была заброшена и использовалась как склад. Действующая церковь не давала покоя властям. Наступило время репрессий и расстрелов, ссылок неугодных действующему в стране режиму священнослужителей и мирян. Вот лишь некоторые дошедшие до нас имена тех, кто пострадал за исповедание православия. Данные о священнослужителях и мирянах, убиенных, сосланных, пострадавших в 30-е годы 20 века на территории нынешней Кокшетауской и Акмолинской Епархии, обладает государственный архив. Силами прихожан храма Архистратига Михаила г. Кокшетау эти имена сегодня стали известны и присно поминаемы:

  • священник Протоклитов Антоний Андрианович (сослан в г. Кокчетав из г. Саратова) – 16 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Казанский Константин Григорьевич (сослан из г. Тамбова) 15 декабря 1937 года расстрелян;  
  • священник Архангельский Михаил Иванович (сослан из г. Брянска), 25 августа 1937 года осужден на 10 лет (место заключения и дата кончины не известна);
  • диакон Колпаков Александр Иванович (сослан из г. Ленинграда), 18 августа 1937 года расстрелян,
  • священник Барбашинов Александр Николаевич (сослан из г. Тверь), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Соколов Петр Иванович (село Имантав, Кокчетавской области) 26 декабря 1937 года приговорен к 10 годам заключения,(место и дата кончины не известны);
  • священник Богомолов Тихон Петрович (сослан из г. Воронежа), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Шайтанов Михаил Павлович (станица Чалкар, Аиртауского района, Кокчетавской области), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • митрополит Александров Серафим (Александров Дмитрий Александрович), сослан из г. Казани, 2 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Улович Николай Петрович (благочинный, сослан из г. Большой Токмак (Запорожье), 5 декабря 1937 года приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Негеевич Дмитрий Петрович (сослан из г. Большой Токмак (Запорожье) приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Коломеец Амвросий Васильевич, (сослан из г. Большой Токмак (Запорожье), приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Меркурьев Василий Мефодьевич (благочинный Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Курдюмов Иаков Филиппович (ссыльный из Белгородской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Светлов Евгений Сергеевич (ссыльный из Московской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Губарев Никита Филипович, (село Михайловка Балкашинского района, Кокчетавской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Кучма Карп (село Имантав, Кокчетавской области);
  • священник Абудовский Николай  (г. Кокчетав);
  • священник Лукин Евгений Павлович (ссыльный из Ленинграда);
  • священник Кондратюк Игнатий (ссыльный);
  • староста Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава Бобровцев Григорий Георгиевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава  Кузиков Иоанн Дмитриевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • Председатель Церковного совета Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава Бобровцев Иустин Георгиевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава Васильченко Леонтий Митрофанович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • Ефимов Петр Садокович (г. Кокчетав), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • староста Церковного совета Казачьей Церкви г. Кокчетав, Чалов Георгий Егорович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • староста церкви села Михайловка Балкашинского района Попов Иоанн Демидович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава Карташев Иоанн Ильич, 18 августа 1937 года расстрелян.

Декабрь 1937 года – здание церкви передано Горсовету.

19 марта 1938 года верующим было предложено, «… ремонт церкви произвести обязательно в 1938 году в сроки с 1 апреля по 1 июня. Поручить т. Черникову (и. о. председателя горсовета) не позднее 1 апреля 1938 года заключить обязательство с «двадцаткой» Михаило-Архангельской церкви на производство ремонта церкви, в случае отказа поставить вопрос об изъятии церкви». (Гос. Архив г. Кокшетау, ф.107, по.1, д.29, л.30).  Сумма составляла 16417 рублей 69 копеек, собрать которую не удалось.  

6 апреля 1939 года  на общем собрании религиозного общества города Кокчетава, было решено «передать Михайловскую церковь в распоряжение горсовета со всем церковным имуществом». С просьбой передать для отправления религиозных служб  Георгиевскую церковь верующие обратились к руководству города, которое, в свою очередь, постановило: «…Религиозное общество обязуется провести ремонт Егорьеской церкви не позднее 1-го августа».    

На внеочередном заседании Президиума горсовета от 20 апреля 1939 года принято решение о перестройке храма под городской клуб. Верующие обратились с просьбой в горисполком о разрешении совершать богослужение в церкви Архангела Михаила хотя бы до 10 мая 1939 года, дабы иметь возможность привести в порядок Георгиевскую церковь, в прошении также была указана просьба зарегистрировать священника Николая Васильевича Обододовского для служения в храме. 

30 декабря 1939 года «в целях улучшения благосостояния трудящихся жителей города» была утверждена смета по благоустройству г. Кокчетава на 1940 год. Под №1 в смете значилось «переоборудование церкви под городской клуб – 82 600 рублей». 

17 января 1940 года - здание Георгиевской церкви передано под музей.

10 апреля 1940 года - решением горсовета передача здания Михаило-Архангельской церкви под клуб  в ведомстве промартели сроком на 15 лет. 

С 1940 по 1947 год, с оборудованной на месте алтаря сценой, церковь Архистратига Михаила была городским клубом. А в 1949 году её рубленное из бревен здание было разобрано и перенесено на пустырь вдоль нынешней улицы им. Ш. Уалиханова (по материалам Кокшетауской еженедельной газеты Курс № 41 (541) от 15 октября 2009 года), благодаря вмешательству архиепископа Алма-Атинского Николая (Могилевского), который послал телеграмму в Москву в Совет по делам церквей с требованием вернуть храм верующим. 

С 1944 года по 1946 года - богослужения проводились по домам православных прихожан.

С 1946 года по 1949 год - богослужения проводятся в квартире священника Феодора Васильевича Дергачева по ул. Красная, д. 82.

20 мая 1947 года - зарегистрирована православная община по адресу: ул. Красная, д. 82.

27 мая 1947 года - зарегистрирована община в банке (Священник Сергей Александрович Боженов)

5 августа 1948 года - получено решение о возврате верующим здания Церкви на снос.

Декабрь 1948 года - верующие разбирают здание Церкви.

Январь 1949 года – начато строительство Церкви на новом месте, около базарной площади.

31 января 1949 года - решение властей от 5 августа 1948 года о возврате верующим здания Церкви на снос отменено решением властей г. Кокчетава.

2 февраля 1949 года - строительство прекращено, хотя прихожанами уже было уложено от основания здания 10 венцов бревен.

17 мая 1949 года - получено решение горсовета от отводе земельного участка под строительство Церкви по ул. Южная.

3 июня 1949 года - начало строительства храма Архангела Михаила на новом месте. 

12 сентября 1949 года – воздвигнутое на новом месте силами прихожан здание церкви Архангела Михаила было принято в эксплуатацию комиссией в составе главного инженера облкомхоза и заведующего  горкомхозом. Священник Матвей Илларионович Раков. 

Ноябрь 1949 года  - совершение освящения вновь выстроенного храма.

24 ноября 1949 года - священником храма Архистратига Михаила зарегистрирован  Александр Павлович Игумнов.

15 февраля 1950 года - договор о передаче здания церкви верующим.

12 мая 1950 года - Церковь была закрыта. Священник Максим Алексеевич Ломакин ходатайствует перед властями об открытии Церкви и возобновлении богослужений.

7 февраля 1954 года были проведены перевыборы церковного совета и ревизионной комиссии. Настоятелем служит  Максим Алексеевич Ломакин.

С 1973 по 1975 год в храме служит священником Амвросий Шульгай, назначенный митрополитом Иосифом.

27 января 1975 года назначен служить протоиерей Виктор Голубев.

2 января 1987 года настоятелем храма епископом Евсевием (Савиным) Алма-Атинском и Казахстанским назначен протоиерей Василий Качанкин.

В 1989 году протоиерей Амвросий Шульгай повторно назначен в штат храма епископом Евсевием (Савиным).

По состоянию на май 2014 года в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау служат: настоятель храма протоиерей Василий (Качанкин), протоиерей Константин (Копнин), иерей Александр (Василенко), иерей Андрей (Савватеев), диакон Евгений (Шелободин).

Приход имеет Крестильное здание, здание Воскресной школы и просфорни, кирпичную колокольню, жилой дом, трапезную.

В храме Архистратига Михаила есть особо почитаемые иконы. Образ Богородицы «Скоропослушница» и Её же Пречистый образ «Достойно есть», написанные на святой горе  Афон. Иконам более 100 лет. 

 

Имена архиереев

Мульткалендарь

Расписание богослужений

Кафедральный Михаило-Архангельский собор г. Кокшетау 

 

26 июня Понедельник Седмица 4-я по Пятидесятнице. Санитарный день.

 Утром богослужений нет.

17:00 – Вечерня. Утреня.

27 июня Вторник Прор. Елисея.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Полиелейное богослужение.

28 июня Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. 

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Полиелейное богослужение.

29 июня Четверг Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Вечерня. Утреня.

30 июня Пятница Мчч. Мануила, Савела и Исмаила.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Полиелейное богослужение.

1 июля Суббота Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула. Боголюбской иконы Божией Матери.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Всенощное бдение.

2 июля Воскресенье Неделя 4-я по Пятидесятнице, Апостола Иуды, брата Господня.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия. 
17:00 – Вечерня с пением акафиста Архистратигу Михаилу.
Подробнее... 
 ***
В духовной жизни нет пустяков. Человеческая душа – это самое главное, ведь от ее состояния зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И тогда никакого качества жизни не удастся достигнуть, какими бы комфортными условиями ни наполнять жизнь человека и какие бы блага ему ни предлагать. С другой стороны, человек, побеждающий страсть, освобождая душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякий возлагаемый на нас Господом крест, всякие страдания, которые посылает нам жизнь, становятся бременем благим и легким (ср. Мф. 11, 30).

Ссылки

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет     Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru     Русская Православная Церковь в КазахстанеПетропавловская и Булаевская Епархия     Астанайское Церковное благочиние    

 



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Кокшетауская и Акмолинская Епархия, Православная Церковь в Казахстане.