Также этот великий день говорит нам об обещании второго светлого пришествия Иисуса Христа. Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (теозис) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. Согласно Деяний святых апостолов Иисус Христос после Своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней после сего, все они будут крещены Духом Святым. После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян 1:9-11)
Наша человеческая привязанность к радостям земным и красотам природы, к дому и очагу вполне естественна и объяснима. Большинству из нас претит мысль о том, что когда-нибудь придет момент разлуки и всё придется оставить. Печаль есть в любом расставании. Однако, когда Христос расставался с апостолами на Елеонской горе, мы видим, что назад, в Иерусалим, они возвратились с великой радостью. Воскресший Господь восшел на небо, к Отцу своему. И казалось, что нет более печального расставания, но "они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью...". Следующие стихи могут объяснить, по какой причине учениками данное расставание с Учителем воспринималось не как великая скорбь, а наоборот, как величайшая радость. "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода."(Ин.12.24.) Без крестной смерти Господа, не возможно было бы открыть для людей возможность жизни вечной. Чтобы жить, оказывается, нужно умереть. Как это реализовать сегодня и сейчас? Будучи православными, крещеными во Христа, мы умерли для прошлой, греховной жизни, и родились для жизни во Христе. Каждый стремится соединить свою волю с волей и Словом Господа, равно как и призвать в помощь Имя святое его.
Милостью и человеколюбием Божьими каждый миг земного бытия мы открываем для Христа самые потаенные уголки наших душ и сердец. Христос принял смерть для достижения конкретной глобальной цели – спасение рода человеческого. Это означает, что мы должны для обретения открытой нам Господом жизни вечной отказаться, умереть для сиюминутных соблазнов окружающего мира. Так случается по вине нашей, что мы забываем, кто мы есть и куда идём: Дети Божии, стремящиеся обрести Царствие Небесное. Но упорно мы врастаем в мир, а он, в свою очередь, «врастает» в нас. И вновь человек забывает, что соединиться он призван, прежде всего, с Богом. Святитель архиепископ Иннокентий (Борисов) отметил: "Люби, сколько хочешь, землю и прилепляйся к ней, но ты оставишь ее навсегда.... Не здесь твое место, оно или на Небе, или в аду." Вознесение Господне ясно напоминает нам, забывающим о Небесном Отечестве, что «плоть и кровь Царствия Божьего не наследуют». Человек - венец творения Господа, призванный стать гражданином Горнего Иерусалима. Человеку, несмотря на все проступки и недостоинства Бог уготовал не вечное возделывание почвы и хлебодобычу – он указал путь освобождения от страстной зависимости, путь избавления от суеты, путь Жизни Вечной. Становление себя, человека, как гражданина неба, всей жизнью соединившего свою волю с волей Творца, человека, возлюбившего Христа, освободившего людей от плодов бесчисленных грехопадений – не это ли достойная задача для нас?! Откуда Церковь знает это? Она знает это после Вознесения Господа.
Воодушевляя и ободряя учеников своих Господь наш Иисус Христос, перед Голофскими страданиями сказал удивительные слова: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет; женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир; так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас..."(Ин.16.20-22.)
Если человек возлюбил Христа всем сердцем, то апостольская радость ожидания Славного Второго Пришествия, вера в Господа не оставит даже в таком обезбоженном мире, как наш. Однако, мир, оставляемый Спасителем, стал абсолютно другим, по сравнению с тем, каким он являлся еще до Рождества Христова. Ведь в этом мире произошло великое событие – воплотился Сын Божий, второе лицо Святой Троицы. Приход Спасителя в мир принесло плод бесценный для людей - искупительную крестную смерть Христа и восстановление падшей человеческой природы. Теперь каждый из живущих на земле может приобщиться к Самому Богу и, подобно Ему, победить смерть.
Сердечно поздравляем Вас с Праздником Вознесения Христова !!!
Подготовил Валерий Анфёров