«Дева – Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица – вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего» (Святитель Григорий Палама). Промыслительно, что именно в светлые дни пасхальные у нас всех появилась возможность прикоснуться к частице благодати Божией матери.
Икона "Пояс Пресвятой Богородицы"
Пояс Богородицы шествует по земле Казахстансой! Пояс является великой реликвией и святыней православного мира, дарованный людям по неизреченной милости Божией. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование , называемое «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершается оно 31 августа (по старому стилю), 13 сентября (по новому стилю).
История пояса Богородицы
По дошедшему до нас преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своего успения. Эта святыня и частицы ризы - единственные вещи Девы Марии, которые сохранились до наших дней. Есть две версии того, как Дева Мария распорядилась своим поясом. По одной из них Богородица после своего успения явилась апостолу Фоме и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения и сильно об этом горевал.
По другой версии из византийского манускрипта Василия II рассказывается, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. При императоре Юстине II (565—578 годы) в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег). В IX веке Иосиф Студит написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886—912 годы) и нашли Пояс, опечатанный императором Аркадием, с указанием точной даты его положения — 31 августа.
Димитрий Ростовский так описывает причину и обстоятельства вскрытия ковчега:«…Супруга его Зоя была мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на неё будет возложен пояс Пресвятой Богородицы.О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не повреждённым от времени; все облобызали его с благоговением. И как только патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего». До конца XII века пояс оставался в Константинополе.
В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни императоры Византии брали с собой в военные походы. В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию. В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора.
"И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;"
Лк 1, 46-48
Выше уже было сказано о супруге Льва VI Мудрого, Зое, которая была обуреваема нечистым духом. В знак благодарности Богородице за явленное чудо исцеления императрица вышила пояс золотой нитью, после чего он вновь был заключен в ковчег и запечатан.
В 1827 г. основатель Хиландарского монастыря Отец Савва свидетельствует: «В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы», а затем, после того как святой Пояс перевезли в Дидимотихон, появляется следующая запись: «Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».
В конце XIX века турецкий султан Абдул-Азиз, иноверец, признал истинную силу веры православной, несущей людям благодать Божию. Когда случилась беда, он обратился к монахам монастыря Ватопед на святой горе Афон с просьбой о предоставлении пояса в связи со свирепствовавшей в Константинополе эпидемией холеры, так как слышал о многих чудесах, происходивших от пояса. Как только судно с находящейся на борту святыней приблизилось к причалу Константинополя, бушевавшая в городе эпидемия прекратилась, а уже заболевшие люди стали поправляться. Абдул-Азиз был так поражен этим событием, что повелел, чтобы пояс доставили к нему во дворец, дабы он смог его почтить.
В 1894 г. окрестности и жителей города Мадита (Малая Азия) донимала саранча, уничтожавшая посевы на корню. Отчаявшиеся люди попросили отцов ватопедского монастыря предоставить им пояс Богородицы для борьбы с этим злом. Как только судно с Поясом подошло к гавани, туча поднявшейся с полей саранчи затмила небо и затем, к изумлению присутствующих, ринулась в море.
Великой милостью своей Богородица не оставляет просьбы молящихся во всем мире от тяжкого недуга бесплодия.
В ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии. «Агиазониты» («святопоясники» - так порой называют ватопедских монахов) освящают ленты на ковчеге, где хранится пояс Богородицы, и раздают их мужьям бесплодных пар, либо рассылают их по просьбам сотен тысяч верующих по всей планете. Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов.
В прошлом 2013 году Пояс Богородицы посетил Россию. Визит сопровождался бесчисленными свидетельствами исцелений и чудес. Около трех с лишним миллионов человек смогли приложиться к святыне. Имя Богородицы чтимо и прославляемо в Церкви превыше чинов ангельских. Пресвятая Дева именуется «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим». Епископ Игнатий (Брянчанинов) отмечал: «Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас". Господь наш Иисус Христос во время распятия бесконечной милостью и любовью своей в лице апостола Иоанна усыновляет Богородице всё человечество
"Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил,
говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе."
Ин 19, 26-27
С особым почтением относятся православные люди ко всему, что связанно с земной жизнью Пресвятой девы. В Церкви есть великое множество чудотворных икон, посвященных ей, паломники со всех концов мира стремятся посетить места, которые Богородица освятила своим присутствием. Пояс Дева Мария соткала и носила, когда ждала Рождения Спасителя, и не расставалась с ним вплоть до Пречистого Успения своего. Немыслимо даже представить, с какой неземной благодатью и святостью соприкасался этот предмет!
В своем обращении к православным земли казахстанской митрополит Астанайский и Казахстанский Александр отметил о важности осознания величия и значимости визита Пояса: «Эта святыня – знак неразрывной связи между Божией Матерью и верующими людьми, символ Ее реального присутствия в жизни Церкви, в человеческой истории. Прикосновение к честному Поясу дает нам возможность особым образом ощутить реальность евангельских событий, молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной, тем самым почувствовать Ее материнское тепло, получить от Нее благодатную силу, поддержку и укрепление».
Для того ли грешному человеку дается чудо, чтобы поднять «градус» веры? И всегда ли чудеса являются твердым доказательством того, что вера истинна? Чудо – это, прежде всего, милость Божия, которая дана нам, недостойным, по несказанной любви и милосердию. Чудеса, являемые перед Поясом её и пред честными иконами, посвященными ей, являются верным доказательством её нескончаемой заботы о нас, любви и поддержки. Нельзя воздать почести предмету, так как вещью ничего не совершается и совершиться не может. Но милостью Бога и Его неиссякаемой благодатью вновь и вновь через святыню по молитвам Девы Марии, совершается чудо. И кто-то, получив исцеление, укрепится в вере, ведь лишь при наличии веры, в основании которой Христос, возможно получение ожидаемого по милости Божией. Мы так часто молим Христа, Богородицу, Святых о помощи и покровительстве, но по какой-то причине забываем о том, что Благодать Божия не будет принята душой, не очищенной покаянием и оставленной без Причастия Святых Тела и Крови Христовых. Лишь исправление не только образа мыслей, но и жизни человека, соотношение наших молитв со чтением Слова Божьего, участие в жизни Церкви, и Таинствах её позволят встать на путь Истинной веры и познания заповедей Христовых. Подвиг послушания и милосердия, неиссякаемой любви Богородицы да послужит нам всем примером. «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам». (Преподобный Никодим Святогорец) Каждый православный во время чтения утреннего молитвенного правила с надеждою и верою обращает сердце своё ко Пресвятой Деве: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго».
С праздником Вас, дорогие прихожане!
Подготовил Валерий Анфёров