В Церковной истории до VIII века возникали отдельные голоса против изображения и почитания икон, которые были основаны на еретических (арианских) воззрениях или основаны на не православном, суеверном, граничащем с идолопоклонством, отношении верующих к святым иконам. Да и богословие иконы не было сформулировано, и потому по вопросу о почитании икон могли возникать разногласия среди православно мыслящих.
К VIII веку в Церкви почитание икон было распространено повсеместно. И в то же самое время начинается период иконоборчества, оснований к которому было несколько. Это и ересь монофизитства (монофизиты утверждали, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества, как капля меда в океане и потеряла свое бытие), и Ислам, настроенная кардинально против изображений религия, которая быстро «набирала обороты». Первый официальный запрет на изображения появился не в Византии, а на территории Арабского халифата: в 721 году халиф Язид II издал запрет на употребление икон в христианских церквах. Руководствуясь выше описанным и политическими соображениями (Византия вела войну с Арабским халифатом) византийский император Лев III Исавр начал борьбу против икон в Византии. Власть стала уничтожать иконопочитание вообще и произвела ересь иконоборческую.
Против таких распоряжений восстал патриарх Константинопольский Герман. За ним на защиту иконопочитания выступил преподобный Иоанн Дамаскин, написавший Три защитительных слова против порицающих святые иконы . На христиан были воздвигнуты суровые гонения, уничтожались иконы, самих христиан отправляли в ссылки, подвергали мучениям. Вслед за императорами-иконоборцами ополчились еретики, отрицая возможность изображения Бога, ссылаясь на Ветхозаветный запрет.
Это был важный момент для Церкви - отстоять истину, утвердить и закрепить иконопочитание как видимое свидетельство "вочеловечения Бога-Слова". В Ветхом Завете Бога изобразить было невозможно, ибо как можно изобразить Невидимого и Непостижимого Творца? Но к великой радости всего человечества " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин., 1:14). Поэтому, когда Невидимый стал Видимым, Неосязаемый - Осязуемым, Вечный Господин вселенной ради нас и нашего ради спасения стал Истинным Человеком, не переставая быть Тем, Кем Он является в вечности, то, конечно же, стало возможным изображать Его. Тем самым удостоверяя нас в Его непреложном Вочеловечении.
Еретики же, отрицая возможность изображать Бога, по сути отрицали факт Его Воплощения, а если Бог не воплотился, не пострадал, не умер и «…не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор., 15:17). Таким образом, претерпев нападки еретиков, наконец, в 787 году состоялся Седьмой Вселенский Собор, на котором, доказав из Священного Писания и Священного Предания благочестие в почитании святых икон, предав анафеме (отлучению) всех иконоборцев, отцы Церкви содействием Духа Святого составили вероопределение, где сказано:
"...храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.
...определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.
Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.
Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.
Вот таково учение святых отцов наших, т.е. предание кафолической церкви, от конца до конца земли принявшей Евангелие ".
После Седьмого Вселенского собора партия иконоборцев была еще сильна. Скрытые и явные посягательства на иконопочитание продолжались, в той или меньшей мере в зависимости от действующих императоров, сменяющих один другого. Например, император Лев Армянин (813-820 гг.) низложил патриарха Никифора и на его место поставил иконоборца Феодота Касситера. Гонения на христиан продолжились. После смены еще нескольких императоров на патриарший престол был поставлен Святой Мефодий, патриарх Константинопольский. Он собрал собор, на котором были подтверждены постановления Седьмого Вселенского собора. Затем 19 февраля 842 года, в воскресенье на первой неделе Великого поста, была устроена торжественная процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда - Днем Торжества Церкви над всеми ересями - Днем Православия, Торжество истины над ложью, света над тьмою. Антоний митрополит Сурожский в своей проповеди на праздник Торжества Православия так выразил это событие: "Мы сегодня празднуем день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами, и через нас, сколько ни есть в нас света, над другими".
Иконопочитание поставило точку в многовековых т.н. христологических спорах с неправомыслящими о Господе Иисусе Христе.
Павел Чумаков