Именно в этот день состоялось великое событие - принесение во Храм младенца Христа его родителями из Вифлеема в Иерусалим. Это произошло на 40-й день после Рождества. По иудейскому закону полагалось принести жертву за новорожденных первенцев мужского пола, родителями в Иерусалимском храме. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Израильтяне исполняли свои обеты и приносили жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно стекались в большом количестве евреи. И в этом многолюдстве благочестивый старец Симеон, впоследствии именуемый Богоприимцем, ведомый Духом Святым, без труда различил Тех, Кого он так долг ждал – Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, более 350 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон увидел их и взяв младенца Иисуса на руки, вознес хвалу Господу « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».(Лк. 2:29—32)
В своей молитве Симеон исповедал, что обещанное ему исполнилось. "Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов". Исполнились слова 90-го псалма: "Явлю ему спасение Мое". В Православии он читается на литургии, на панихидах и погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. А заканчивается псалом тремя стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога. Последний стих псалма звучит так: "Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое".
С младенцем Христом на руках своих Симеон с благоговением обратился к Пресвятой Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Данное пророчество старца Симеона стало основой иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» или еще называемого «Симеоново проречение», а само событие — встреча человечества в лице старца Симеона с Богом стало именоваться великим православным праздником Сретения Господня.
Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, он один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей 2 Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Согласно жития Симеона, составленного проповедником и митрополитом Дмитрием Ростовским, он отошел к Господу в возрасте 360 лет, вскоре после события Сретения.
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
Сретение Господне – это событие, исполненное исключительной эмоциональностью, встреча любящей души с Богом. Дивный старец принял на руки Богомладенца и возвестил благую весть о спасении мира. В сердечной тишине хранила Пресвятая Владычица великую тайну Боговоплощения, но радость, непонятная ещё большинству людей, уже известна Симеону. Праздник Сретения говорит о спасении человечества от грехов в то время, когда Иисус ещё бессловесным Младенцем покоится на руках Праведника.
Симеон Богоприимец Духом Святым прозрел великую тайну Боговоплощения. Что же мешало так же Духом прозреть Истину множеству других людей? Через многие годы люди услышат проповедь Христа, они будут свидетелями величайших и невиданных доселе чудес, но многие из них не примут своего Спасителя.
Сердце праведного Симеона было очень тонко и точно настроено на познание Истины. Никакие мнения человеческие, связанные со страстями, его не интересовали. Сколько младенцев перевидал Праведный старец на своём веку и ни разу никого он не дерзнул назвать Спасителем. Он любил Бога, не ждал никаких выгод, пусть даже духовных. Просто любил Бога больше своей жизни. Триста лет он ждал исполнения обетования.
Сретение - это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать кроме Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека!
«Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдалеке Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Все взоры устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!»
святитель Феофан Затворник
Иконы, посвященные празднику, в своём построении выражают двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова относятся ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
Сретение также символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Вся будущая история мира нашла отображение в словах Симеона. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать "предметом пререкания". Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.
«Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного».
Феофан Затворник «Слово на Сретение Господне»
Для спасения человеку нужна не только вера в Бога, но и доверие всему, что составляет содержание Церковной жизни. Вначале многое может быть не понятно в жизни духовной и мы не можем проверить – истина это или нет, если не доверимся, опытно не пройдём путь воцерковления. Вот это доверие со смирением и приводит нас, в конце концов, к Богу. И путь именно такого смирения указал нам Праведный Старец Симеон Богоприимец.
Сердечно поздравляем Вас с великим и светлым праздником Сретения Господня!
Подготовил Валерий Анфёров