Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Архиерей. Служение.

В Великую и Преблагословенную субботу Страстной седмицы совершено Архипастырское богослужение в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Кокшетау

15 апреля 2023 года, в Великую Субботу, в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Кокшетау Утреню Великой Субботы, Вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого совершил Его Высокпреосвященство, Высокопреосвященнейший Серапион, архиепископ Кокшетаусский и Акмолинский.



Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау.

По сугубой ектении Архипастырь прочитал молитву о скорейшем восстановлении мира, возносимую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Богослужебные песнопения  исполнил  хор кафедрального собора Воскресения Христова под управлением регента М. Петровой.

Богослужение Утрени Великой Субботы посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью. «Великой и Святой Субботой Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения» прот. А. Шмеман.

Перед Плащаницей Спасителя после пения тропарей на «Бог Господь» Владыка Серапион и духовенство собора  прочитали Непорочны – стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся особыми краткими молитвословиями, «похвалами» к стихам 17-й кафисмы в честь Господа. По окончании Великого славословия с пением «Святый Боже», под погребальный перезвон колоколов, Плащаница была обнесена крестным ходом, в воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад и победы Его над смертью.

Были оглашены: пророчество из книги пророка Иезекииля, созерцавшего воскресение мертвых (Иез. 37:1-14), и отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам о плодах смерти Спасителя (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего Архиерей прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня первосвященниками и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66). Святая Плащаница будет находиться на середине храма до пасхальной утрени, напоминая этим трехдневное нахождение Господа Иисуса Христа во гробе.

Многочисленные верующие молились с зажженными свечами в руках. После отпуста Утрени Владыка обратился к молящимся с проповедью о погребении Спасители.

Богослужение Преблагословенной Субботы отражает пять тем: 1) погребение Спасителя; 2) сошествие Христа во ад; 3) новотворение человека; 4) покой Бога в седьмой день творения; 5) ожидание Воскресения Христова.

Перед евангельским чтением, во время торжественного исполнения гимна «Воскресни, Боже, суди земли»  священнослужители меняют темные великопостные облачения на белые – праздничные. Убранство храма также становится пасхальным. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм входили новокрещеные в белых одеждах, а также указывает символически на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом.

Читается Евангелие (Мф. 28:1-20), повествующее о событиях Воскресения Спасителя.

Херувимская песнь заменяется текстом, который мы слышим лишь один раз в год: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».

В Великую Субботу по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви читается молитва о мире в Святом граде Иерусалиме и во всей вселенной.

По завершении сугубой ектении, на середине храма перед святой Плащаницей архиепископ Серапион  прочёл молитву о мире на Святой Земле. 

По заамвонной молитве Архипастырь совершил освящение хлеба и вина. 

Затем Высокопреосвященнейший  Архиепископ Серапион сказал слово поучения в Великую Субботу и поздравил верующих с наступающим праздником Светлого Христова Воскресения.


Погребение Спасителя – тема утрени Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя» (интересно, что по образцу утрени Великой Субботы сформировался чин погребения священников, так как каждый священник по роду своего служения носит образ Христа). Особенный акцент на теме погребения присутствует как в самом факте чтения 17-й кафисмы, так и в содержании тропарей к ее стихам: «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены мироносицы» («похвала» к 81-му ст. 17-й кафисмы), «Гряди, вся тварь, песни исходныя принесем Зиждителю» («похвала» к ст. 134) или «Господи, Боже мой! Исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою» (канон, 1-я песнь, 1-й тропарь).

Сошествие Христа во ад – вторая основная тема Великой Субботы. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо два этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде (куда до того момента попадали души всех умерших людей) и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. Иногда эти две темы совместно присутствуют в одних и тех же песнопениях (например: «Аще и во гробе погребаешися, аще и во ад идеши, Спасе, но и гробы истощил еси, и ад обнажил еси, Христе»; см. «похвалу» к ст. 52). В стихирах на «Господи, воззвах…» на вечерне с литургией тема сошествия Христа во ад раскрывается особенно подробно: ад принял Христа как «единаго от умерших», но это обстоятельство имело для самого ада губительные последствия: его власть уничтожена, вместе со Христом он вынужден выпустить всех умерших прежде людей.

Новотворение человека (обновление человеческого естества). Этот аспект является одной из основных тем канона Великой Субботы. Новотворение человека — таинство, которое совершается во гробе. Господь, находясь во гробе, восстанавливает падшего человека, заново создает скинию Адамову, пересоздает человеческое естество, качественно преобразуя его.

Покой Бога в седьмой день творения. Бог, сотворив человека в шестой день, следующий за этим седьмой освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2–3). Точно также Великая Суббота, будучи седьмым днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Таким образом, покой Бога после сотворения человека сопоставляется с покоем Богочеловека Христа, совершившего дело спасения человека. Особенно ясно эта мысль выражается в стихире «Славы», которая поется и на утрене, и на вечерне, то есть дважды: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав…».

Ожидание Воскресения Христова. По мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все явственнее, как бы нарастает с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически (см. «похвалы» к ст. 35, 61, 98; 4-ю хвалитную стихиру), то на вечерне с литургией (которая в древности была частью пасхального бдения, см. об этом выше) эта тема уже занимает господствующее положение. В первую очередь на вечерне о близости Христова Воскресения возвещают нам воскресные стихиры 1-го гласа, которые поются на «Господи, воззвах…». Далее уже во многих паремиях встречаются ветхозаветные прообразы воскресения, а после Апостола поется «Воскресни, Боже, суди земли…» и читается Евангелие о Воскресении (кстати, евангельское чтение литургии Великой Субботы охватывает полностью главу 28 Евангелия от Матфея; при этом основная часть этого чтения — фрагмент Мф.28:1-15 — читается единственный раз в году).

по материалам сайта: azbyka.ru

 

опубликовано 15 апреля 2023
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.