Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший архиепископ Серапион возглавил великое повечерие с чтением четвертой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Кокшетау.
Утром Высокопреосвященнейший Владыка молился за великопостными полунощницей, утреней, часами и изобразительными в этом же кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора Воскресения Христова г. Кокшетау: секретарь епархиального управления, благочинный кафедрального собора - иерей Валерий Анферов, иеромонах Евлогий (Щербак), диакон Уар Жазитов, диакон Алексей Петров.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Воскресения Христова под управлением регента М. Петровой.
По окончании великопостной вечерни была совершена заупокойная лития.
По окончании богослужения архиепископ Серапион обратился к пастве с проповедью.
Для справки:
Великий канон преподобного Андрея Критского — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста.
Считается, что оригинальный вариант был написан святым Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Впоследствии составленный критским святым первоначальный текст Великого канона был восполнен другими христианскими авторами.
Великим канон назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств. Исследователи отмечают большое количество параллелей в содержании Великого канона с творениями отцов Церкви: мч. Иустина Философа, свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и др.
В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его последователей. Подавляющее большинство тропарей 1–8 песней повествуют о событиях Ветхого Завета, тогда как новозаветная тематика присутствует лишь полностью в 9‑й песни и в заключительной части некоторых песней с 1‑й по 8‑ю.
Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу. Главная цель творческого порыва святителя Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.
Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году. Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.
В современной практике Великий канон читается за богослужением дважды: отдельными частями в первые 4 дня 1‑й седмицы поста и целиком в четверг 5‑й седмицы Великого поста (если в четверг случится Благовещение или престольный праздник, то служба Великого канона переносится на вторник 5‑й седмицы).
Источник: портал «Азбука веры»