Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Архиерей. Проповеди, речи, интервью.

Воплощая надежды: интервью с владыкой Серапионом


Вот уже почти пол года прошло с момента назначения на Кокшетаускую и Акмолинскую кафедру Преосвященного епископа Серапиона. Как изменилась за это время жизнь епархии и её приходов? Какие трудности предстоит преодолеть? Какие проекты планируется реализовать в ближайшее время? На эти и другие вопросы отвечает епископ Серапион.


 - Здравствуйте владыка! Спасибо что нашли время для интервью. Как известно, Вы управляете нашей епархией уже почти полгода, в связи с тем вопрос: вы уже успели привыкнуть к тем заботам, ответственностью, высоким епископским достоинством возложенным на Вас святой Церковью? Многое ли пришлось поменять, переосмыслить в жизни в связи рукоположением во епископа?

- Здравствуйте! К заботам сильно привыкаю, и мне кажется что мне уже не хватает времени чтобы эти заботы нести. Забот как оказалось очень много, чем казалось по началу и их со временем становится всё больше.

Ответственностью — ответственность большая, потому что это ответственность и перед людьми, а самое главное — перед Богом за управление Церковью Божией главой которой является Сам Господь Иисус Христос. Эту ответственность я постоянно ощущаю и она мне не даёт покоя ни днём ни ночью. Сколько Господь даст мне сил, столько и буду пытаться нести эти заботы.

Высокое епископское достоинство — да, оно действительно высокое. Когда я был ещё мирянином, монахом,  диаконом, затем священником, мне казалось что епископ это так высоко, у них совершенно иные возможности, они живут «по другому». Теперь когда я сам стал епископом, я увидел что этот сан налагает на человека очень много ответственности и забот, и все привилегии полагающиеся епископу на фоне этих забот практически не ощущаются. В общем, чем выше — тем меньше покоя.

Многое ли пришлось поменять в жизни? Да, думаю что многое. Теперь я больше принадлежу Церкви Божией, народу Божию чем раньше. Если раньше я может быть хоть чуть-чуть мог подумать о себе, то сейчас об этом забываешь. Распорядок дня, который у меня был раньше, как и у всякого человека приходится менять. Богослужения достаточно частые, в некотором смысле они бывают и физически утомительными. Богослужения бывают не только в одном храме, что порой бывает тоже нелегко, но и по приходам всей Епархии, которая по площади достаточно большая, а приходы удалены друг от друга на приличные расстояния. Утешает общение с нашими верующими — оно всегда для меня радостно. Это духовное общение даёт силы и мне, и тем людям с которыми мы общаемся молитвенно на богослужении, да и в личной беседе по каким-либо вопросам.

- Не так давно в нашем кафедральном соборе Архистратига Михаила было проведено анкетирование прихожан для организации социального служения. Много ли анкет принесли люди, и сколько из них нуждающихся/готовых помочь?

- Да, по моему благословению анкетирование действительно проводилось. К анкетам наши люди не привыкли, в некотором смысле их даже побаиваются. По этому, как я полагаю анкет было заполнено относительно немного. Честно говоря я пока сам не знаю какое количество анкет было заполнено, мне ещё не успели доложить на этот счёт. Думаю что есть и нуждающихся, и те которые готовы помочь. И мы будем пытаться в нашей Православной церкви эту помощь организовывать, чтобы она была наиболее прямой, во исполнение заповедей любви и милосердия как об этом нам говорит Священное Писание устами Господа.

- Не секрет, что на сегодняшний день довольно остро стоит проблема ухода крещённых в Православной церкви людей в секты. Как вы считаете, почему так происходит, что является камнем преткновения для них? Что делается чтобы не допустить этого?

- В данный момент, как я считаю уход крещённых за последнее время православных христиан в секты практически прекратился. В основном в сектах можно найти людей крещённых в детстве, или в девяностые годы, когда на фоне некой эйфории, когда открывались храмы, появилась свобода вероисповедания, многие люди приходили в храм и крестились десятками и сотнями, а быть может где-нибудь и тысячами. Крещение для них было чаще всего просто исполнением обряда, без участия сердца, без разумного исповедания той веры, в которой они крестились. И поэтому их конечно не коснулась та Сила Божия, которая касается всякого кто с верой приходит к Крещенской купели. Виноваты и мы, священники, тем, что не рассказали им о вере, не подготовили к достойному принятию святого Крещения. Формально таинство крещения совершилось, но Дух Святой похоже их не крестил. Об этом говорит нам святитель Кирилл Иерусалимский в своём «Предначинательном слове на оглашение»: «Если человек без веры приходит ко святому Крещению, то есть не уверовав в Бога Отца, Иисуса Христа как Сына Божия, как Спасителя и Искупителя, и не исповедующего Символ Веры в полном смысле, осознанно, с пониманием, то даже если священник совершит таинство, Дух Святой не крестит такового». Не почувствовав той милости, благодати Святого Духа, эти люди сначала полностью отстранились от Церкви, а потом в поисках её какими-либо путями оказались в той или иной секте.

Конечно, по сравнению со всеми теми людьми крестившимися в девяностые годы и  исшедшими из Церковной среды, крещённых православных христиан ушедших в секты во много раз меньше. Хотя проблема конечно есть. Не скажу что она стоит действительно остро, и всё же с ней приходится бороться. Я думаю что у нас сейчас делается всё возможное для того чтобы познакомить людей желающих креститься с нашей Верой — на приходах епархии действуют огласительные беседы (катехизация). Разумеется на это нужно время, силы и желание самих людей хотящих креститься. Детей мы крестим по вере родителей и восприемников (крёстных родителей), в таком случае огласительные беседы проходят родители. К сожалению, эти  беседы не всеобъемлющие и не могут рассказать о всём Православии в целом, но они хотя-бы немного показывают нашу православную веру, так, чтобы человек не стоял перед купелью неким таким «болванчиком», а осознанно понимал что с ним происходит, что делает священник, какие молитвы читает, и что нужно от самого человека в это время. Начиная с февраля этого года, три полных месяца подряд мы проводим пятидневные огласительные беседы на всех приходах нашей Епархии. К сожалению, нам не хватает людей которые бы на должном уровне занимались подготовкой крещаемых. Тех людей, кто не желает пройти эти в общем-то небольшие огласительные беседы мы не благословляем креститься — для таких крещение может оказаться даже вредным.

Если взять в пример протестантские общины именующие себя церквями, то там проводится очень серьёзная работа по оглашению, с человеком очень долго беседуют, рассказывают о вероучении общины. Этот опыт по своему хорош, поскольку он предполагает осмысленное вхождение человека в эту общину. Аналогичный подход мы будем внедрять и у нас на приходах, чтобы наши православные христиане знали свою веру и могли чётко дать ответ любому спрашивающему о своём уповании, о том почему они стали православными. Вот те задачи которые нам предстоит решать.

- Как известно, по Вашему благословению, на всех приходах нашей епархии количество огласительных бесед увеличилось с двух до пяти. Не уменьшилось ли количество желающих креститься?

 - На мой взгляд две огласительных беседы – это очень мало, за это время почти невозможно что-либо толком объяснить. Ведь одна беседа длится примерно час, может немного больше – во всяком случае не каждый человек может более продолжительное время воспринимать на должном уровне тот материал, который ему предлагает катехизатор. Но хотя мы и увеличили количество огласительных бесед до пяти, этого тоже очень мало, потому что Истину которую содержит в себе Православная Церковь невозможно передать во всей полноте за столь короткий срок.

Пять бесед – это крайний минимум. Лучше будет, если человек не ограничится этими пятью беседами, а пойдёт дальше. И поэтому у нас предполагаются кроме пяти бесед перед крещением, ещё несколько после – на этом мы будем настаивать. Эта мера нужна чтобы человек действительно ясно и чётко понимал для себя в Кого и зачем он верует, что бы те философские увлечения, которые могут войти в его жизнь не могли поколебать его веры. Далее мы планируем увеличивать «качество» проводимых огласительных бесед чтобы наше научение был бы наиболее продуктивным.

- Планируется ли начать выпуск епархиальной газеты?

- Планируется. Об этом мы думаем, но для этого нужны определённые кадры, которые пока у нас отсутствуют. Также пока у нас нет помещения, в котором бы расположилась редакция газеты. Но всё равно от этой идеи мы отказываться не будем и как только появятся возможности, мы начнём этим заниматься.

- Как обстоят дела со строительством храма в честь смч. Георгия Победоносца в городе Кокшетау? В народе бытует слух, якобы строительство активно начнётся только после постройки мечети возле рынка.

 - Некоторые люди причем и среди тех священнослужителей, которые были мной встречены в нашей Епархии, стали в один голос утверждать мне, что якобы им говорили что пока мечеть возле городского рынка не будет построена, то и строительство храма не начнётся, полагая что по этой причине финансирование со стороны государства будет отсутствовать. Могу сказать что это только отчасти так.

До недавнего времени разговоры о строительстве храма св. вмч. Георгия Победоносца так и оставались только разговорами. Похоже, могу даже так сказать, не было ни воли, не большого желания у тех людей, кто мог раньше решить этот вопрос. Теперь, вне зависимости от того в какой фазе идёт постройка мечети, по милости Божией строительство храма будет начато в этим летом, в июне-июле. К сожалению, к сегодняшнему моменту только выделено и освящено место под строительство. А сейчас, хотя и не без трудностей ведутся работы по разработке проекта храма и проводятся необходимые согласования с государственными и хозяйственными структурами, потому как мы не можем начать строительство без проекта и разрешений.

Вопрос с финансированием строительства остаётся по-прежнему актуальным. Некоторое количество средств у нас имеется, но их, если говорить о строительстве такого большого храма весьма мало, но тем не менее, хватит чтобы начать строительство. Как показала проверка те деньги которые жертвовались на храм посредством переводов или через ящики расставленные по городу не были употреблены на какие-либо другие цели. Из этих денег мы взяли часть на оплату проекта и часть на оплату согласований. Оставшиеся средства пойдут только на постройку храма и больше никуда. Мы священники никакой зарплаты от этих денег получать не будем, пока храм не будет построен вообще. Эта одна из наиболее приоритетных задач, потому что существующий храм хороший, намоленный, но он уже не может вместить всех православных верующих нашего города. И конечно, мы будем рады принять любую помощь: материальную, физическую, молитвенную – теперь нужно сплотиться и общими усилиями совершить это дело. Однако больше всего надеемся на помощь Божию, без Неё ничего совершиться не может.

 - Как вы считаете, будет ли городу достаточно двух храмов?

 - Думаю что сейчас об этом думать пока рано, и говорить об этом с моей стороны будет опрометчиво. К тому же  строить одновременно храмы в двух местах, это распыление сил, и поэтому процесс постройки может затянуться на очень долгое время.  Даст Бог, построим храм, люди пойдут, а дальше будет видно. Безусловно, в нашем городе есть и удалённые районы, из которых вполне возможно, людям будет тяжело добираться и до этих двух храмов, так что в перспективе исключать строительство третьего храма нельзя.

 - Какие планы Вы хотели бы претворить в жизнь в ближайшее время?

 - Планы у нас постоянные и главные. Это в первую очередь трудиться так, чтобы наши люди, чада Божии обретали в Боге спасение. Через Святые Таинства, через богослужения – чтобы нуждающиеся в Боге люди нашли Его. Наша первоочередная задача им в этом помочь, потому что ради спасения всего человечества и каждого отдельного человека и пришёл Спаситель. Это главное. О второстепенных планах по большей части я уже упоминал: это и выпуск Епархиальной газеты, чтобы голос Церкви был услышан большим количеством людей, возведение храмов, развитие катехизаторской работы и т. д.

Также у нас строится новый храм в г. Державинске, почти достроен большой, красивый храм в г. Степногорске, планируем начать строительство храмов в сёлах Астраханка и Есиль. Как построим храмы, понадобится наладить там регулярные богослужения, найти певчих, обустроить приходскую жизнь. Дальше - больше. Появятся другие планы. Конечно, мой приезд в эту Епархию немного активизировал деятельность во всех направлениях. Батюшки три года находящиеся в ожидании епископа теперь стали действовать активнее. Пожалуй, подводить какие-то итого ещё рано – прошло ещё очень мало времени. Наша задача: трудиться, просить у Господа сил, мудрости, понимая, что едиными устами, единым сердцем, едиными усилиями вместе со Христом мы многое сможем сотворить, даже здесь на земле, да и для своих бессмертных душ.


 - Большое спасибо дорогой владыка, за столь содержательный диалог и уделённое время!

 

Подготовил Павел Плохов

опубликовано 14 мая 2014
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.