Пост достаточно древнего установления. Примерно в конце третьего века уже некоторые христиане на Востоке уже начали совершать этот пост. Какое он имеет значение для нас?
Конечно, мы православные христиане, весьма сильно почитаем Божию Матерь, Она стала Той, Богом избранной отроковицей, которая родила для спасения всего мира, каждого человека, Спасителя, Того, который взял на Себя грехи этого мира, грехи людей, их попрал на кресте и вознес человека от земли к небу. Он открыл нам рай, который стал запечатанным от греха Адама и Евы, первых прародителей. Он дал нам возможность увидеть Бога, не этими, телесными глазами, конечно же, а увидеть Бога своим сердцем. Потому что Он, наш Господь Иисус Христос, - Сын Божий, и одновременно Бог и человек.
Матерь Божия не только Его родила, но и стала первой ученицей, первой последовательницей Его божественного учения. Она стала, можно сказать, такой духовной старицей для учеников Христовых, для тех христиан, которые тогда в то время жили и были. Потому, что Она, как Мать, стала воспринимать все какие-то боли, какие-то невзгоды, видеть какие-то сердечные устремления людей, которые к ней обращались. Она стала молитвенницей не только за себя, но молитвенницей за всех людей, которые к ней стали обращаться.
И по сию пору мы молимся Пресвятой Богородице. В нашем православном богослужении есть такие гимны в честь Ее, они постоянно звучат. Мы Ей молимся, потому, что Она предстоит пред Престолом Своего Сына. Она, как Мать духовная. Она всегда о нас помышляет и видит. И кто к ней обращается, Она эти наши моления приносит к Престолу Божию и помощь приходит от Бога.
Поэтому, почитая Божию Матерь, мы постимся вот эти две недели. Достаточно строго. Но поскольку это у нас лето и обычно в это время бывает достаточно много фруктов, овощей различных, пост не становится слишком каким-то трудным и тяжелым. За счет овощей, фруктов пост достаточно быстро проходит и не вызывает большой тягости. Но это только гастрономическое.
Что касается более важного, когда мы постимся, то это пост нашего ума. Человеку свойственно расслабляться, к сожалению, и своим умом развлекаться где надо и где не надо. Вот эти развлечения, вот эти удовольствия, вот эти всяческие увлечения, они для человека бывают под час очень даже гибельными. И потому, мы, православные христиане, постимся вот так не только телесно, но и духовно. Конечно, мы стараемся постом прибавлять молитвы, т. е. больше молимся, более внимательно молимся. С постом мы одновременно и каемся Богу нашему в грехах, которые, к сожалению, может быть, каждый день и каждую минуту в жизни человека имеют место. Во время поста мы занимаемся больше богомыслием, чтением Священного Писания. Мы как-бы отставляем от себя какие-то развлечения: смотрение телевизора, смотрение каких-то любопытных других вещей, возможно, по компьютеру. Мы стараемся себя ограничить в таких вещах, как празднословие, смех, может быть, в таких обычных вещах, которые человеку возможно и непонятны, т. е. они ему свойственны большей частью, такие как длинные разговоры, никчемные, застолья, празднества, бесцельное шатание и т. п. Поэтому пост это труд, в том числе, труд духовный, молитвенный. И конечно же труд, связанный с тем, что человек в тишине своей кельи, своей комнаты может совершать свои молитвы с коленопоклонениями, с какими-нибудь еще духовными упражнениями.