От всего сердца приветствую вас радостным и жизнеутверждающим восклицанием:
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Воскресение Христово есть величайшее чудо в истории человеческого рода равного, которому нельзя найти во всей мировой истории. Христос воскрес из мертвых в третий день, из Живоносного Гроба восшел Свет вечной жизни. Господь явил Своим Воскресением, что Он «есть Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14,6), что Он «не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1, 13), что пришел освободить человека от смертного плена и исцелить греховные болезни. Сын Человеческий добровольно умер на Кресте, но победил смерть, воскреснув из мертвых Своею властью, и стал Спасителем всех, кто хочет получить жизнь вместе с Ним. Смерть более не является неизбежным концом нашего существования. Могильные камни не осеняют более мрачной тенью земной путь человека, ибо камень, затворивший когда-то погребальную пещеру Христа, был отвален от гроба, и Христос вышел из чертога смертного Победителем тления. Весь мир исполнился радостью и надеждой. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14)- восклицает вслед за пророком Осией Павел. А святитель Иоанн Златоуст благовествует, что в этот день «никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство; никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия; никтоже да убоится смерти; свободи бо нас Спасова смерть»
Особенно ярко и торжественно эта победа над адом изображается в ирмосе 6-й песни Пасхального канона:«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе…» Победа над смертью, разрушение ада и освобождение его узников и есть«иного жития вечного начало», «от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе».
Иисус Христос воскрес, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2,24), и тем самым доказал, что Крестная Жертва принята Богом. Для восстановления союза между Богом и людьми нужно было искупить вину ветхозаветного человека перед Ним (снять вину греха и клятвы), оправдать человека, и, с другой стороны, обновить его природу, поврежденную грехом, воссоздать человеческое естество, т.е. возвести его из тления - в нетление, из состояния смерти - в состояние вечной жизни, дабы он вновь сделался достойным общения с Богом. Оправдание и обновление могло быть совершено только Богочеловеком – Богом, воплотившимся и вочеловечившимся, потому что только Он мог принести такую жертву, которая по своей значимости удовлетворяла бы правде Божией, бесконечно оскорбленной грехом. И действительно, оправдание это совершено Вторым Лицом Пресвятой Троицы через Его воплощение, вочеловечение, смерть и Воскресение. Он прошел для нас спасительный путь, на котором преодолел препятствия: тление, смерть и козни диавола, удаляющие людей от Бога. Для христианина смерть теперь не страшна: души праведных, умерших с верою в Воскресшего Христа, не сходят в шеол, место мрака, а переходят в рай, и там наслаждаются теснейшим общением с Богом, в бесконечном Его познании, испытывая истинное счастье и блаженство.
Пасхальная радость утверждает неописуемое величие и ценность земной жизни человека. Ради созидания и упорядочения этой жизни Воскресший Спаситель основал Свою Святую Церковь, наделив ее благодатными Таинствами. Человек, как венец Божьего творения, для которого – и «небо и земля и вся яже в них», по праву может утешаться и разумно наслаждаться чудесным даром жизни. За все благодаря Творца, он радуется тому, что имя его написано на небесах (Лк.10, 20), что он предопределен к вечному торжеству (Еф. 1, 5), в котором «Его же Царствию не будет конца».
Итак, земная жизнь исполнена смысла и радости именно потому, что у нас есть Воскресение Христово. Пасха «избавление скорби» была и пребудет во веки. В жизни так много света потому, что была и есть Пасха Господня. Вещая эти истины, Святая Церковь призывает всех прикоснуться к величию этой радости и праздновать Пасху Божию спасительную «любопразднственными чинми». Необходимым условием такого празднования является чистота сердца: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Только необремененному тьмой сердцу открывается созерцание Божественных Таин, потому «очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася».
Все мы православные христиане – носители Божественной любви, добра и мира – света Христова, «просвещающего всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Мы строители Царства Божия и правды Его здесь на земле. «Мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2, 10), – говорит святой апостол Павел.
Помним ли мы о нашем общем призвании в этом мире? Свидетельствуем ли делами добра и правды, делами милосердия и любви о том, что человек – это соработник Небесного Творца, сонаследник вечных Его благ? Ценим ли то, что подлинная жизнь в Боге и с Богом и есть то Торжество из торжеств, и та непобедимая победа, сокрушающая временное вечным?
Наша вера должна утверждаться и освящаться добрыми делами (Иак. 2, 26) и в первую очередь, в семье – домашней Церкви. Благодатный союз супружеской верности до гроба, есть фундамент и основа христианского благочестия, разрушение которого ведет к полному моральному одичанию и духовному обнищанию жизни не только наших детей, но и всего общества в целом. Своей безответственной и безнравственной жизнью такие родители сознательно оскверняют свой храм души и толкают себя и своих детей к потере страха Божия и стыда за свои грехи перед людьми и своей совестью. «Разве не знаете, – говорит апостол Павел, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16-17). От каждого христианина требуется осмысленное отношение к жизни, к своему призванию и спасению своей души для вечной жизни.
В эту спасительную ночь искренне желаю, чтобы пасхальная радость стала для всех нас источником глубокого внутреннего мира, снисхождения к немощам ближних, взаимного прощения и уважения, духовного единения, подлинного христианского братства.
Воздадим же Воскресшему Господу хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Светлого Христова Воскресения, станем и сами носителями этого света и радости. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Кокшетауской и Акмолинской епархии с великим праздником святой Пасхи. Примите и мое архипастырское приветствие – Христос Воскресе!
Призываю на всех вас и на ваши труды щедрое Божие благословение. Желаю вам от Воскресшего Христа Жизнодавца великих и богатых милостей. Своим трудом и терпением будем превозмогать земные трудности и нестроения.
Да просветит всех нас лучезарный свет Христова Воскресения! Да ниспошлет Бог стране нашей мир, тишину и изобилие плодов земных, а нам – чистоту и святость. Соделай, Господи, всех нас достойными к восприятию Твоего божественного мира, Твоей жертвенной любви. И сподоби всех нас войти в Царство Твое вечное и праздновать со всеми святыми Пасху Божию во веки веков. Аминь.