Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Архиерей. Проповеди, речи, интервью.

Епископ Серапион "Пост - это та необходимость, которая нужна для нашего исцеления" .



12 марта 2014 г. Епископ Серапиона дал интервью корресподенту газеты "Акмолинская правда" А. Мякота.
-Расскажите подробнее о сути поста, не столько телесного, а сколько духовного, т. е. о работе нашей души, которую нам предстоит в это время осуществить.
- Да, вы правильно сказали то, что действительно пост у нас, у православных, в Православной Церкви, изначально замысливался не как пост только телесный, т. е. гастрономический.


-Расскажите подробнее о сути поста, не столько телесного, а сколько духовного, т. е. о работе нашей души, которую нам предстоит в это время осуществить.

- Да, вы правильно сказали то, что действительно пост у нас, у православных, в Православной Церкви, изначально замысливался не как пост только телесный, т. е. гастрономический. Кто-то постится, конечно, очень серьезно, очень строго и в какие-то дни вообще не вкушает пищи, а кто-то полегче, но, тем не менее, отказывается от какой-то пищи, которая более плотная, жирная. Остается, скажем, в течение поста вегетарианцем.

Конечно же, пост у православных он хоть и двоякий, но то, что касается телесного, вот этой гастрономии – это не главное. Это только подспорье для того, чтобы человеку можно было поднять на себя подвиг. А пост – это, все-таки, подвиг. Подвиг – это, когда мы в чем-то себя ущемляем, немножко перепрыгиваем через свои возможности. Как, например, у спортсменов бывает цель -  достичь золотой медали – и это своего рода подвиг. Как у человека, которому нужно пожертвовать, может быть, чем-то своим, в том числе может быть и жизнью, показать подвиг во имя чего-либо. Скажем, на войне это был тоже своего рода подвиг. И в тылу, когда люди трудились в последней войне, они совершали подвиг.
Безусловно, и здесь мы принимаем на свои плечи вот этот подвиг. Конечно же, мы говорим, что в первую очередь пост – это делание молитвенное. Молитва – это то дыхание нашей души, которое особенно усиливается, более возгревается во время этого поста.

Что происходит? Как мы сказали уже, что пост гастрономический помогает. Это не самоцель. Когда тело наше немного утесняется, становится менее тучным, то раскрываются возможности нашей души, т. е. нашего внутреннего духовного естества. Мы ведь молимся не столько телом, сколько душой,  хотя, конечно, тело тоже участвует в этом, в каких-то наших таких упражнениях духовных. У нас есть, т.н. поклоны. Есть малые поклоны – поясные, есть большие – земные поклоны. Есть коленопреклонения, когда мы на коленях можем стоять и т.д.  Все это в комплексе свидетельствует о том, что человек желает приблизиться к Богу.

И на этом пути очень важно понять, что же мы из себя представляем. Мы подходим к посту не просто потому, что так вот нужно и все! Как некий обряд и все. Нет! Мы подходим к посту несколько иначе. У нас пост – это та необходимость, которая нужна для нашего исцеления. Именно в Христианстве говорится о том, что человеку необходимо исцелиться душой, телом тоже, разумеется, конечно. Но тело заболевает тогда, когда болит душа. Большей частью так происходит. Поэтому пост – это возможность для того, чтобы исцелиться душой.

Под постом мы подразумеваем, прежде всего, очищение от грехов. Грехи, которые совершает человек – есть и маленькие и большие. Есть и тяжкие грехи, которые, в частности, преследуются уголовным законодательством государства. Но есть и те грехи, которые не преследуются  уголовным законодательством, но, тем не менее, грехами от этого они быть не перестают. Это те грехи, которые если и не входят в разряд «тяжких», однако также являются  нарушением заповедей Божиих. Всякий раз, когда человек нарушает заповедь Божию, он согрешает. А что значит нарушить божественную заповедь? Нужно понимать, что в первую очередь мы сотворены Господом именно со склонностью к добру, и зло, т.е. отсутствие добра, для нас является весьма ущербным, погибельным, что и показала нам история с грехопадением наших прародителей. Бог благ и воля Его только благая и совершенная, следовательно, нарушение Его воли приводит к разрушению, распаду и гибели. Таким образом, счастьем для человека является исполнение Божией воли, неисполнение приводит его к страданиям и несчастью. Далее, как мы знаем, грехи имеют свойство накапливаться. А повторение, скажем, одного и того же греха многократно, усиливает привычку к этому греху. Потому что в первый раз, когда человек согрешил, он замечает это, совесть его грызет, и он как бы хочет раскаяться, избавиться от этого. Но согрешив этим же самым второй раз, третий и четвертый, его совесть замолкает, потому что сожигается от этого. Человек тогда внутренне привыкает к этому и вырабатывается вот такая пагубная привычка, привычка к этому греху.

К сожалению, у нас бывает так, что мы привыкаем не только к одному какому-либо греху, а к нескольким, бывает даже сразу. И вот эта привычка укореняется внутри нас. Примерно так, как бы на генном уровне. И потом уже человек не замечает, что он делает. Примеров можно привести очень много. Человек, положим, курит. Первый раз для него это где-то тяжко, страшно, т.е. его может быть уговорили или он пытается стать взрослым и т. д.  Первые разы для него это даже как-то бывает болезненно, а потом он в это входит, свыкается. И доходит до того, что это входит в такую привычку, что он без этого не может вообще дохнуть просто чистым воздухом. Он встает и сразу же тянется к этому, ложится с этим вместе. Т.е. я на примере курения это показал.То же касается и многих других  привычек. А что говорить про наше празднословие? Когда мы говорим: «Ну, мы люди вообще-то», могу сказать и о себе то же, что мы часто сильно празднословим. Хорошо, если бы по-христиански, мы говорили бы «да, да» и «нет, нет» и все!  А у нас много всего другого происходит. Вот то, что касается празднословия.

И вот пост. Как в Великий, потому что он большой и наиболее серьезный, напряженный, перед праздником Святой Пасхи – главнейшим нашим Праздником, впрочем, так и в другие посты, мы особенно стараемся бороться против вот этих привычек. На нашем языке богослужебном, церковно-славянском, они, эти привычки, называются страстями греховными. А боремся, каким образом? С одной стороны, мы пытаемся их возненавидеть, отторгнуть от себя. Но понимая, что мы сами это сделать не можем, сами по себе, мы обращаемся к нашему Творцу, Богу, нашему Создателю, Который нас создал, Который знает все, что в нас есть. И Он, по Своему милосердию и по Своей любви,  великой  любви к человеку, Он, как Врач, начинает сотворять это чудо исцеления. Без такого обращения  человек остается как есть, без изменения.

Усиливая нашу молитву в течении всего поста, изо дня в день, и прилагая к этому в том числе и пост телесный,  какие-то другие воздержания, подвиги, физические упражнения, связанные с молитвой, мы, конечно, располагаемся к Богу таким образом, что Он подходит к нам и совершает  эти самые исцеления. Потому что религия Христианская – это религия исцеления души, прежде всего.

Человеку, чтобы войти на небо, попасть в рай, нужно исцелиться. Тот человек, который не прошел исцеления, не прошел путь покаяния, я имею в виду нас, грешников,  тому невозможно будет войти на небо.

И ясно, почему мы предпринимаем вот эти усилия! Действительно, вот эти грехи, греховные страсти и привычки, они накладывают такие пятна, такие язвы на нашу душу! Мы их вроде бы не видим, но та чернота, темнота, которая окутывает нашу душу, с течением времени, она настолько сильна, что уже никакого нет просвета. И только этот Свет, которого мы все-таки ожидаем, Он дается нам Богом Христом Спасителем нашим. И мы прикладываем все эти усилия – мы постимся.

Разумеется, мы берем тот пример, который дан нам в Евангелии Самим нашим Спасителем Христом.

Как известно, после Богоявления, когда Господь Иисус Христос вышел из воды реки Иордан, Он пошел в пустыню и сорок дней и ночей постился, ничего не вкушал и молился. Сила духа, конечно, у Него гораздо более, чем у нас. Мы вряд ли на это способны. Тем более, если мы еще трудимся и обременены другими заботами, то  у нас нет вот такого серьезного поста, как у Христа. Хотя некоторые из подвижников наших православных и святых предпринимали нечто подобное. И надо сказать, что для них это было весьма существенно, полезно – они стали святыми, т. е. очистились. Очистились, конечно, благодатию Христовой. Но мы, хотя бы в меньшей мере, но тоже предпринимаем  эти усилия.

И поскольку Он, Христос, был безгрешен, Он ни единого греха не сотворил, но Он показал для нас пример. Пример борьбы в этом периоде поста и молитвы. С кем? С самим собой, с тем, что у нас есть внутри нечистого, и одновременно - борьба с нечистыми духами, которые нас увлекают, уговаривают ко греху.

Ведь большей частью человек не сам по себе грешит, а ему вкладываются те или иные мысли. Кто это делает?  Ясно, что это, я думаю, не Бог делает и не Ангелы Божии святые, не Архангелы. Нет. А это делают те нечистые духи, это та реальность, о которой может быть, некоторые забывают. Но это реальность. Действительно есть диавол. И его помощники, которых мы называем бесы, нечистые духи, особенно нападают на  человека, который не хранит свою голову, свои мысли от чего-то постороннего, они нападают и с помощью мыслей постепенно человека увлекают, бывает даже к самому, что ни на есть худшему. Это очень тяжелая борьба. И христианину ее нужно пройти. Но здесь, как мы знаем, человек не сам по себе, он не брошен на произвол судьбы в этой борьбе, в этой войне с диаволом, а рядом с ним  Христос. Христос, Который всегда здесь, рядом и может помочь. От нас только требуется произволение, т. е. изъявление нашей воли, нашего желания, желания побороться с этим, победить диавола с помощью Господа Иисуса Христа. И одновременно, конечно же, очиститься и освятиться.

И всему этому должен помочь именно пост. Мы, конечно, понимаем, что живя сейчас  в миру, как и прежние наши деды и прадеды, которые тоже, как и мы сейчас, жили и не могли, может быть, так поститься, очень сильно и очень серьезно. Так и мы сейчас. Но  хотя бы в ту меру,  в которую мы можем, мы это делаем. Постимся, потому что хотим подойти к празднику Святой Пасхи, Воскресению Христову, более очищенными. Тот Свет Воскресения Христова, который возсияет и дает радость, в общем-то, не только нам христианам, а очень многим и многим людям, показывает истинность проповеди нашего Христа, истинность  Его служения и истинность Его слов, которые Он сказал в Евангелии. Мы хотим подойти настолько максимально подготовленными, насколько это для нас возможно, чтобы как можно лучше ощутить ту самую радость, то счастье Воскресения Христова. Вот это я пытался коротко  Вам сказать.

 

- Скажите, за время Вашей практики, может быть Вы могли бы привести такие примеры, когда люди действительно менялись во время поста, вот такой-то человек действительно душой изменился.

- Есть примеры. Видите, я не могу поименно кого-то назвать. Вы знаете, мне как священнику доводилось видеть и замечать тех людей и тех христиан, которые искренне подходили, не лицемерно, не по-фарисейски, а искренно, к этому деланию из раза в раз. Не скажу, что именно сразу, кардинально, в одночасье, но перемены были заметны. И с каждым постом, с каждым следующим годом, человек становился другим. Он становился более мирным, если хотите вообще становился безгневным, более сдержанным. Постепенно этот человек становился более любвеобильным и, если можно так выразиться, более бесстрастным, в смысле этих человеческих каких-то страстей, греховных навыков. И постепенно, за истечением нескольких лет, это действительно происходило. И можно было даже сравнить то духовное состояние человека, которое было 4-5 лет назад, с тем, каковым он стал сейчас, можно сказать, что большой путь человек прошел, конечно, с помощью Иисуса Христа. В течение времени, он стал совсем иными глазами смотреть на этот мир, на свою жизнь. Он стал жить как бы иной жизнью, потому что он увидел этот Свет внутри себя, в своей душе. То есть он уже стал избавляться от этой тьмы – глаза его становились другими. Обычно эти люди уже переставали быть пессимистами. И хотя в какие-то моменты уныние (депрессия) к ним порой и приближалось, но они очень быстро с ним боролись и отходили от этого. Они чувствовали, что раньше не могли выполнить какого-либо духовного подвига, а сейчас для них это стало легче. Это, конечно, надо самим увидеть.

Для самого человека, проходящего этот путь, поначалу это не сразу становится заметным. Это знаете как?  Вот, предположим, у Вас есть внуки. И, если они живут отдельно, Вы периодически видите их, и замечаете: вот, они были маленькими, через год приехали – а они уже подросли, это сразу заметно, но этот процесс роста для самих же внуков незаметен. Для нас, людей окружающих, мы видим некое духовное движение у человека, а вот для самого человека увидеть это трудно. Он живет ведь сам, и, как бы смотря на себя, он не видит вот этой разницы.

Конечно же, еще очень важный момент, который мы восприняли именно в христианстве через Апостолов, учеников Иисуса Христа. Через тех святых людей, которые подвизались в христианстве изначально, мы восприняли – чем святее человек, тем больше он чувствует и видит свое недостоинство по отношению к Богу, Богу как Всесвятому. Приведу Вам два примера. У человека больные глаза, он плохо видит. Он видит что-то, но весьма приблизительно. Ему исправляют зрение, но не до конца. Он видит уже лучше, но не так хорошо, не на 100%. Потом находится врач, который делает ему операцию, и он начинает видеть на 100%. Понимаете? И он уже видит, где грязь на его одежде. Раньше он этого не видел, а сейчас видит это вполне. Естественно, предпринимает попытки, чтобы все очистить, помыть и т. д. Так и в духовной жизни. Когда мы только в начале пути нашего, мы не видим собственной грязи, думаем «ну вот, мол, не убил, не украл и я вполне чист», а что-то мелкое, как нам кажется, мы не замечаем за собой.

Возьмем платье (следующий пример) или костюм. Мы сначала видим пятна, которые наиболее яркие, грязные. Правда? И пытаемся на них обратить внимание, застирать их и т. д. А потом, оказывается, находим еще пятнышки, но поменьше, потом еще и еще. И вот нечто такое происходит и у нас. Постепенно, как только начинает Свет Христов, этот Нетварный Свет проникать внутрь нашей души, нашего сердца, не плотского сердца, вот этого, которое бьется, а той сердцевины нашей души, мы начинаем замечать наше несоответствие к Богу Святому и то, что в нас еще есть. И чем больше наши духовные очи отверзаются, тем больше мы видим, что мы не достойны Бога, что мы еще не настолько святы, не настолько еще чисты. Вот, примерно такое у христиан происходит.

Мы можем замечать, что у нас, по-видимому, происходят духовные изменения хорошие: мы перестаем гневаться, перестаем кого-то ненавидеть, у нас уже нет желания сказать кому-то что-то обидное, над кем-то посмеяться, кого-то осудить. Постепенно все это уходит. Но и одновременно мы чувствуем, что мы далеко не совершенны. И вот этот путь, когда человек осознает себя недостойным по отношению к Богу, видит еще какую-то свою нечистоту, и опять-таки стремится к очищению, и есть нормальный, правильный духовный путь христианина, к которому мы стремимся и его пытаемся воплотить.

И наоборот, если человек  называет себя христианином, ходит в храм постоянно, участвует каким-то образом в жизни Церкви, но, однако же, внутренне гордится, говорит:  «вот, как хорошо я пощусь, как хорошо я молюсь, я все вычитываю, мне уже не в чем каяться, нет у меня грехов…», то такого не может быть. Мы живем в этом мире, общаемся с нашими соседями, с родственниками,  где-то и с кем-то общаемся. И у нас всегда есть мысли, не бывает так, чтобы человек был  без мыслей.  Одно дело, если человек научился молиться и мысли свои научился подчинять своей воле и направлять их к Богу.  Мы называем это богомыслие. И это действительно уже очень хорошая ступенька святости. Но, к сожалению, далеко не все, или почти никто, этого делать не может. И поэтому человек может находиться в плену своей мечтательности, фантазий своих. И в этих фантазиях он иногда думает совершенно неправильно о себе. Мы называем, по церковно-славянски, это состояние  - состояние духовной прелести, т. е.  духовной лжи, в которой человек находится. Относительно этакого состояния мы предупреждаем наших христиан, чтобы нам не быть в этом состоянии, потому что это состояние очень пагубно.

 

- Существует расхожая фраза: «ты лучше ешь что-то, но не ешь близких своих». Это зачастую самое трудное, именно в доме, в семье. Как здесь помочь человеку?

- Да, действительно, такая фраза есть, и я тоже ее употребляю. Дело в том, что перед началом поста, любого подвига, должна быть правильная установка. Понимаете? Тот человек, который думает поститься только гастрономически, добавить какие-то молитвы, при этом, у него не будет желания  побороться со своими страстями, то он или по тщеславию своему, или по гордости, может ничего не есть или есть совсем немного, но своим поведением будет «есть поедом» своих ближних.  И здесь, в данном случае, безусловно, нужна разумность. Пост гастрономический нужно  регулировать и брать на себя какую-то определенную меру. Потому что, если мы возьмем на себя нечто большее, то можем в это состояние впасть. Это одна сторона.

Вторая – это то, что человек перед началом поста должен определить для себя приоритеты, для чего нужно поститься? Приоритетом нашего поста является  очищение от грехов и греховных привычек. А именно пост телесный, молитва, поклоны, все это – «лопаты», «вилы» и прочие средства для возделывания того огорода, которым мы сами являемся. Понимаете? Если так будет, то тогда человек поймет, что нужно бороться со своими греховными привычками.  А если у него будет только - я должен не есть пищу, выполнять определенное количество поклонов, молитвы какие-то прочитать и все, я все сделал, то такой человек вполне может быть таким, от которого будут все разбегаться при его появлении. Поэтому очень важно нам самим осознавать и донести до наших всех верующих, в чем заключается наш пост.

Пост – это, прежде всего, возможность для нашего очищения от грехов, от привычек греховных, возможность стать святыми. И хотя гастрономия все-таки  важна, но она не на первом и даже не на втором месте, она только как подспорье. И когда видим какого-либо человека, который чувствует, что не справляется, не может себя сдерживать, то лучше позволить ему вкушать пищу, и пусть говорит: «Господи, прости меня грешника. Я даже не могу поститься, как следует». И через эту его покаянную молитву, Господь поможет ему понемногу осознать, в чем действительно суть поста.

 

- Еще один очень сильный порок у многих из нас – это гордыня. Она зачастую доводит до крайности. Мы видим превосходство одного человека над другим, даже одной национальности, как у нас сейчас на Украине. Вот чтобы Вы в связи с этими событиями сказали? Как можно выйти из  этой ситуации?

- Относительно Украины, я не могу сказать чего-то такого серьезного, чтобы можно было воспользоваться моими словами. Там видимо, все настолько очень сложно. Я думаю, не те люди, которые ходят в Божий храм и являются православными, не они вышли на Майдан! Не они занимались подрывом государства, …не они! Церковь никогда не призывала и, я думаю, не будет никогда призывать к тому, чтобы идти против власти. Власть для нас – это власть, это кесарево. Понимаете? И при любой власти, в принципе, христиане должны были жить! Нам известны века, первые христианские три века, когда христиане жили при языческих императорах, когда христиан в любой момент, как это было и в 1937-1939 г. г. в Советском Союзе, приходили, брали, убивали, мучили и все! Сотнями, тысячами… И христиане жили, и тем не менее, как известно, молились просто о власти, - Господи, вразуми их! - и все. Но никогда христиане, именно настоящие христиане, не принимали участия ни в каких революциях. И я думаю, настоящие христиане и сейчас никуда не пойдут, и не будут в этом участвовать. Это делают далеко не христиане, хотя может они и крещены. Но то, что они делают, это они  делают именно исходя из каких-то своих не христианских позиций, а естественно из каких-то других... Христос тут совершенно не при чем.
Действительно, правильно сказали, что гордыня человеческая это - наверное, краеугольный камень нашего падшего естества. Мы все, в общем-то, горды. Гордость в нас присутствует, потому что именно человек грешит по своей гордости. Человек пал именно по своей гордости. К сожалению, это у нас есть. С ней в том числе, мы конечно тоже боремся и просим: «Господи, дай мне смирение». Смирение это такая добродетель, которая противоположна гордости. Сейчас у нас очень часто за седмичным великопостным Богослужением есть такие слова «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия…» - вот в это слово – любоначалие – и входит, в том числе и гордость. « …и празднословие не даждь ми. Дух же целомудрия , смиренномудрия, терпения и любви даруй мне рабу Твоему».

Вот как мы молимся. Поэтому я уверен, что наши  христиане там,  конечно, не участвуют.  Они сейчас сидят, как нам известно, около своих храмов, в своих квартирах, в своих домах. Случаи насилия на Украине, к сожалению усиливаются. И это чисто политические мотивы. Кто-то, что-то хочет сделать с Украиной. И вдобавок с теми православными, которые есть на Украине. Вообще с Православной Церковью на Украине. Потому что, в принципе, Православная Церковь  является таким консолидирующим стержнем в таких вот славянских государствах, как и Украина, как и Белоруссия, в том числе и Россия, и я думаю, что даже и Казахстан тоже. И ожидать от наших настоящих православных христиан вещей такого рода просто неприемлемо. Но возможно от тех, которые может когда-то, и были крещены, и больше ни ногой в храм, которые не поняли, кто для них Христос, кем Он является для них. Вследствие этого они и осуществляют свои какие-то политические, страстные порывы. Из идеологии нашей Православной Церкви ни сколько не истекает совершенно ни какого экстремизма. И мы никогда не будем поднимать людей на то, чтобы кого-то убивать. У нас есть заповедь нести свой крест христианский и даже до того, что нас могут и убить.

В этом смысле видеть в нас, в христианах, даже живущих здесь в Казахстане, каких-то экстремистов, совершенно бессмысленно. И те казахстанцы, которые являются гражданами Казахстана, тем более православные христиане, не собираются делать что-нибудь подобное, чтобы участвовать в каких-либо политических, экстремистских действиях. За эти слова я могу отвечать, потому что наша Церковь Православная этому не учит и никогда учить не будет.

Помочь как этим людям? Попытаться, конечно, можно. Может быть и словестно, может быть, они поймут, что то состояние, в котором они находятся – это состояние гордости, и одновременно и ненависти, не братолюбия. Это состояние близкое к тому, чтобы проливать кровь, чтобы убивать брата своего. И это состояние, в общем-то, бесовское, не христианское. Это бесовское состояние. И они находятся в плену этого бесовского воздействия. Им нужно бы срочно избавляться от этого. А как? Надо осознать свое состояние, к хорошему ведь все это не приведет. Просто поубивают друг друга. Нужно понимать, что если и не поубивают друг друга, и как-то притушат этот  костер сверху, но угли могут оставаться, потому что без внутреннего исцеления сердца эти люди не остановятся. Для них необходимо осознание того, что делают они не правильно, они в первую очередь сами себя губят. Для них нужно покаяние, изменение с помощью благодати Господа Иисуса Христа. Вот тогда можно было бы о чем-то говорить. Что делать сейчас? Я не знаю. Здесь, в Казахстане, милостью Божией довольно тихо, спокойно. И будем надеяться, так и будет.

Что будет дальше? Будем надеяться на то, что хватит достаточно разума у всех, и у власть имущих, которые  осознавая всю свою ответственность перед народом, перед каждым человеком, живущим в Казахстане, будут приниматься правильные  решения. И будет донесено до каждого гражданина Казахстана, что он тоже ответственен не только за себя, но и за свою страну, за всех своих окружающих. И что можно сказать? Как бы нам донести, чтобы люди это поняли? Нужно ли что-то менять? Я думаю, что, по крайней мере, сейчас ничего не нужно. Мы живем тихо, мирно, и есть все условия для труда. Не лениться, а трудиться. Есть условия и для того, чтобы как-то себя реализовывать. Понятно, что не сразу это получится, но я думаю, что для нас христиан это нормально. То есть мы будем трудиться. Скорее всего, у нас не будет каких-то богатств  или чего-то подобного, но, Слава Богу за то, что у нас есть кусок хлеба, есть крыша над головой, есть одежда. Но главное, что нам никто не запрещает молиться нашему Богу. Это то достояние, которое нас радует. А все остальное, если будет необходимо, возможно Господь даст и приумножит.

 

- Скажите,  какие–то задачи, наверное, на время этого Великого поста ставите и вы лично перед собой, и перед своей епархией? Может быть, расскажите об этом? Вероятно, какие-то интересные дела есть?

- Внешних изменений у нас немного, потому что в принципе некоторые планы у нас  были приняты немного раньше. Управление нашей епархией отчасти коллегиальное, то есть мы собираемся со священниками время от времени, и решаем какие-то вопросы коллегиально, и как мы решили, так примерно в этом русле и двигаемся. Принятые решения мы понемногу продвигаем.

Целью Великого поста, как я сказал ранее, для нас является не внешнее приготовление (что-то покрасить к Пасхе и т.д.), эти дела потихоньку идут, делаются. Важно нам сейчас именно духовно подготовиться. И все богослужения, которые совершаются во всех храмах нашей епархии, они именно к этому ведут. И мы людей призываем к тому, чтобы просто придти, помолиться, стать святей. Наступит праздник Пасхи, пост прекратится, и там будут другие задачи. Задачи у кого-то будут связаны с огородами, посевами и прочее. Лето, есть лето, что там говорить. То есть какие-то другие задачи, тогда  не будет столько времени и возможности подумать о своей душе. Хотя конечно, нужно думать, нужно и молиться. И в то время будут посты, небольшие. Но важно сейчас, как раз в весеннее время, которое очень полезно в этом смысле. И мы готовимся, чтобы более совершенно встретить праздник Пасхи. Духовно.

 

- Ну и последнее:  чтобы вы пожелали людям, которые только, может быть,  в первый раз постятся? Или только вот на путь этот становятся, новые ваши прихожане?

- Тем, кто только-только  начал постится, я хочу пожелать бодрости духовной, не унывать, не бояться, что трудно, тяжело. Скажем, что-нибудь там заболело у нас - не бояться этого. Поститься разумно,  то есть не так что по всей строгости, а поститься разумно. Помня о том, что пост это не самоцель, а именно духовное возрождение. Вот это является целью.

И конечно же, как начали пост, в таком ритме постараться его и продолжить. И прийти к завершению поста – к Пасхе. Не бояться поста, не рассматривать даже - …я могу, …я не могу. А именно просить: «Господи помоги!» И действительно Господь помогает. Как только мы перестаем надеяться на себя и просим Бога – Господь помогает. И те, которые впервые постятся, сами увидят разницу от того, что раньше не постились, а сейчас попоститесь и увидите, насколько это будет полезно, как для вашей души, так возможно и для вашего тела. Просто потерпите немножечко, поподвизайтесь. Это тоже подвиг, потому что человеку действительно бывает трудно, особенно в семьях. Один человек хочет поститься в семье, а другие не хотят, и это трудно. Одно дело, когда ты живешь один, или в такой семье, которая вся постится. Да, пустой стол, и как хорошо и удобно поститься. А вот когда полный стол всяких яств, вот здесь конечно труднее. Но в этом то и подвиг, и за это Господь может вознаградить человека. Если он крепенько будет свою волю формировать, и тогда он увидит, как Господь будет помогать, и какая польза от этого будет.

 

- Спасибо Владыка.



опубликовано 02 апреля 2014
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.