Крещение — начало христианской жизни человека. Со дня крещения о человеке можно молиться в храме (о некрещеных молиться разрешается только дома), он становится членом Православной Церкви и получает право приступать к другим таинствам церкви — Миропомазанию, Причащению, Покаянию, Елеосвящению, Браку.
В крещении младенец очищается от греха прародителей человеческого рода, а взрослый человек очищается и от всех грехов, совершенных им в жизни до дня крещения. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил, что в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную. В момент крещения и на всю жизнь дается человеку его Ангел Хранитель, который отныне будет сопровождать его на всех его земных путях.
По правилу, унаследованному Церковью с ветхозаветных времен, женщина после родов на протяжении сорока дней не может входить в церковь. По истечении сорокадневного периода, после прочтения над ней священником молитвы, именуемой молитвой сорокового дня (по народному «сороковая молитва»), она уже снова может посещать храм без ограничений и принести ребенка для совершения крещения. Если младенец не достиг сорокадневного возраста, его можно окрестить, но без присутствия в храме матери.
Оговорюсь: сегодня в большинстве храмов это правило не соблюдается. Если вы придете крестить вашего малыша, скорее всего, батюшка и не спросит о его возрасте и о том, читалась ли над матерью сороковая молитва. Соблюдать или нет данное церковное правило — зависит только от вашей воли и решимости твердо соблюдать все церковные правила.
Если ребенок родился слабым, ему трудно в первые дни своей жизни, то чем быстрее вы его окрестите, тем лучше. Бывает и так, что возможности окрестить малыша действительно нет (например, он лежит в больнице), а вы опасаетесь за его жизнь. В этом случае ребенок может быть крещен любым православным христианином. Делается это так: над приготовленной водой прочитываются начальные молитвы (их вы найдете в любом «Молитвослове») и «Символ веры», а затем ребенок трижды погружается в воду (или же водой кропится) при словах: «Крещается раб Божий (и нарекается имя), во имя Отца, аминь (первый раз погружаем ребенка в воду), и Сына, аминь (следует второе погружение) и Святаго Духа, аминь (следует третье погружение)». Такое крещение младенца действительно, просто впоследствии нужно будет принести его в храм, чтобы священник восполнил его молитвами и совершением таинства Миропомазания.
В прежние времена наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребенка по образу Господа — на восьмой день он был обрезан и наречен именем Иисус. Сейчас наречение имени происходит непосредственно перед таинством Крещения, хотя и не входит непосредственно в само последование таинства. Перед началом крещения батюшка спрашивает родителей, какое имя выбрано младенцу, и этим именем называет его в процессе последования Крещения, то есть нарекает малыша этим именем.
Имя ребенку нарекается в честь какого-либо из святых угодников Божиих. Именно этот Божий угодник и станет Небесным покровителем человека на всю жизнь, к нему он будет обращаться в радостях и бедах, у него просить помощи в невзгодах, его святыми молитвами станет эту помощь получать.
Раньше младенца нарекали именем того святого, чью память Церковь чтит в день его рождения. Сегодня правила не столь строги: в принципе, вы можете дать своему малышу любое имя, которое вам нравится. В этом случае следует выяснить, в честь кого из святых, носивших такое имя, будет совершаться наречение. Дело в том, что святых с одинаковыми именами в историй Православия обычно несколько. Прочитайте их Жития, и вы почувствуете, что чья-то судьба, чья-то жизнь вам особенно близка, тронула душу. Этот святой и будет покровителем вашего ребенка, а определенный по календарю день его памяти станет именинами, или Днем ангела малыша.
Это же правило применяется, если вы крещены в детстве, однако не знаете, в честь какого святого совершалось крещение. У каждого человека должна быть в доме икона его святого, он должен знать его Житие и ежедневно включать в свое молитвенное правило такую молитву: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога о мне». В день своего ангела следует отслужить в храме молебен.
Многие гражданские имена имеют церковные аналоги, указанные в Святцах: Светлана — Фотия, Юрий — Георгий и т.д. Если же аналога гражданского имени в святцах нет, выбирается наиболее близкое по звучанию имя. Выбор может быть предоставлен самому крещаемому, если он взрослый человек, или же его родителям или крестным, если он еще ребенок. Вы можете попросить об этом и батюшку, благославляющего крещаемого и читающего над ним особую молитву. Церковное имя должен иметь каждый православный человек, так как, приступая к таинствам, он должен назвать священнику именно его, а не свое гражданское имя.
По-церковному крестные отец и мать именуются восприемниками, то есть воспринявшие человека от купели крещения на свои руки (в прямом ли, в переносном ли смысле слова) и в свою душу. Вдумавшись в смысл этого слова, нетрудно понять меру ответственности крестных за своего крестника. Восприняв его от купели, вы на всю жизнь связываете свою и его души, свою и его жизни. Отныне на вас лежит ответственность за все его дела, поступки и даже помыслы. Вы обязаны научить его добру и не допустить к нему зло. Каким он вырастет, как сложится его духовная жизнь, ответ держать именно вам, его крестным. Крещение младенцев, которые еще неразумны, совершается по вере крестных, поэтому само собой разумеется, что восприемники должны быть людьми искренне верующими. Если вы человек в вере еще сомневающийся, наверное, не стоит брать на себя эту Обязанность.
В дальнейшем именно на крестных лежит обязанность вовремя причащать малыша, а когда он подрастет, воспитывать его духовно так, чтобы он стал достойным членом Церкви. Именно крестные должны заниматься с ребенком изучением с раннего возраста основ Закона Божия, читать ему Евангелие и Жития святых, научить его правильно и своевременно молиться, соблюдать посты, приобщить к другим необходимым правилам церковной жизни. Крестные приготавливают ребенка к первой исповеди и затем следят, чтобы он исповедовался правильно и регулярно. И в течение всей жизни восприемники должны следить за тем, как духовно живет и развивается их крестник. Обычно на крещение приглашают двух восприемников-крестного отца и крестную мать. Возможно присутствие и одного крестного, но тогда лучше, если он будет того же пола, что и крещаемый, — мальчику нужнее крестный отец, девочке — крестная мать. Разумеется, допускаются и исключения. Церковь не возбраняет мальчику иметь крестную мать, а девочке — отца, если это послужит им на благо.
Важно знать, что при совершении таинства Крещения между крестными возникают отношения духовного родства, поэтому они не могут быть супругами. Не могут быть крестными и сами родители ребенка.
В течение всей жизни восприемники должны ежедневно молиться о своих крестных детях, а подросшие дети — о своих крестных родителях.
При крещении взрослых крестных родителей может не быть: в этом случае крестным считается сам священник, совершающий таинство. Но посудите сами: часто батюшка за неделю крестит несколько десятков человек, может ли он в полной мере быть вам потом заботливым крестным отцом, даже если при каждом крещении будет приобретать всего по одному крестнику? Поэтому хорошо бы и взрослым выбрать себе крестную мать или крестного отца, которые помогут ему потом расти и развиваться в Православии.
Крестных взрослый человек выбирает сам и сам обращается к ним с просьбой быть его восприемниками. Как выбирать? По велению души, помня о том, что отныне этот человек на всю жизнь будет неразрывно связан с вами, что вы всегда должны будете любить, почитать и слушаться его во всем, что касается вашего духовного воспитания. Если же выбранный вами человек откажется быть вашим крестным, не обижайтесь: скорее всего, он по-настоящему серьезно относится к своим будущим обязанностям и по той или иной причине не имеет возможности взять на себя такую ответственность. Это вовсе не значит, что он относится к вам без любви, просто восприемничество — это не только честь, но и огромный долг, трудная работа, которая требует огромных сил и времени.
Если вас пригласили быть крестным, постарайтесь честно ответить себе на вопросы: достаточно ли я крепок в вере, чтобы быть чьим-то крестным? Готов ли я принять на себя заботы крестного родителя? Смогу ли я своей жизнью в Православии быть примером и авторитетом?
Если вы ответили утвердительно, можно готовиться к таинству Крещения. Попросите благословения своего духовника или, если его у вас нет, то попросите благословения любого священника.
Крестные должны хотя бы несколько дней перед таинством говеть. Накануне крещения им следует отстоять всенощную или вечерню, затем исповедаться и воспринять таинство Причащения. Только после этого они могут встать со своим будущим крестником на руках (или рядом с ним) у Святой купели.
Вслед за священником вместо своего крестника, если он мал и еще не умеет говорить, читают «Символ веры», поэтому эту молитву непременно надо знать наизусть.
Безусловно, батюшка в последовании таинства будет объяснять вам, что происходит. К сожалению, большинство людей сегодня приступают к крещению, совершенно не зная, что и зачем делает священник и что и зачем должны делать те, кто в этом таинстве участвует. Батюшка-то объяснит, но лучше, если вы и сами будете знать и понимать суть предстоящего. В каждом храме есть брошюры, посвященные каждому из семи таинств, в которых подробно рассказано об их проведении. Не поленитесь прочесть о таинстве Крещения заранее, тогда и само таинство приобретет для вас более полное и глубокое значение с первых же его минут.
Пострижение волос новокрещаемого символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую крестящийся приносит Господу в благодарение за начало новой, духовной жизни.
Для пострижения волос заранее готовится небольшой кусочек воска, который разминается в лепешку. Священник, крестообразно постригая волосы новокрещенного (то есть выстригая по крохотной прядке с каждой стороны головы), произносит: «Постригается раб Божий (или раба Божия) (Имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Волосы батюшка складывает на восковую лепешку и, закрыв эту лепешку, опускает ее в купель.
Раньше воцерковление совершалось на сороковой день после рождения младенца, когда его приносили в храм. Сегодня воцерковление совершается сразу после крещения: священник берет младенца на руки, подносит его к Царским вратам. Если это мальчик, батюшка вносит его в алтарь, если девочка — помогает ей приложиться к иконе Божией матери. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образу. Взрослые люди, сопровождаемые священником, проделывают этот путь сами.
Младенцев надо причастить сразу же после таинства Крещения. Взрослые должны причаститься в течение трех ближайших дней, причем поскольку таинство Крещения очищает человека от всех ранее совершенных грехов, то взрослый в эти дни может приступить к причастию без исповеди.
В каждом храме таинство Крещения совершается согласно своему расписанию, но всегда — в первой половине дня, до начала вечерни. Выбрав храм, в котором вы хотите окрестить ребенка или же креститься сами, придите и выясните, к какому времени вам следует прийти. В день совершения таинства приходите в храм заранее, минут за 20-30 до его начала. Родителям или крестным следует подойти к тому месту, где продаются свечи, и обратиться с просьбой о совершении таинства Крещения к служителям храма. Имя крещающегося и имена крестных будут занесены в особый журнал, там же вам выдадут Свидетельство о крещении, которое после совершения таинства заполнит священник, и свечи, которые вы будете зажигать в последовании таинства.
Крестик для новокрещающегося вы должны купить сами. Если нательный крестик вы приобрели не в храме, а в каком-либо ювелирном магазине, в розничной торговле, то его непременно следует освятить. Для этого обратитесь заранее к любому священнику с просьбой об освящении крестика. Эта процедура — занимает небольшое время и может быть проведена непосредственно в день крещения. Нательные кресты можно передавать для освящения как с цепочкой, так и без нее, это не имеет значения.
Не подлежат освящению крестики, сделанные по католическому образцу (внешне это выражается в том, что ноги Спасителя на Распятии сложены крестообразно и прибиты одним гвоздем, а не двумя, по православной традиции).
Наши предки никогда не расставались с нательным крестом — у них имелись даже специальные банные нательные крестики, которые были сделаны из дерева. В парилке металл, нагретый паром, мог обжечь тело, поэтому металлические крестики перед парилкой снимали, но мысль остаться даже на такое короткое время совсем без креста просто не приходила нашим бабушкам и дедушкам в голову. Наверное, и нам хорошо будет последовать их примеру и, относясь к своему нательному крестику благоговейно, постараться устроить так, чтобы он был с нами и нашими детьми в каждый день жизни.
Исключение может составить тот случай, когда малыш хватается за свой крестик и есть риск, что он случайно затянет на своей шее бечевку от креста или расцарапает им лицо. Однако и тогда снятый с ребенка крестик не нужно убирать далеко: повесьте его рядышком с ним, например на спинку кроватки.