11 марта, по милости Божией, наступает время Весны духовной ‒ дни святой Четыредесятницы. Церковь Христова, наша любящая мать и наставница, песнопениями призывает нас: «Поста время радостно начнем, к подвигам духовным себе побуждая; очистим душу, очистим плоть, воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями Духа» (стихира в неделю сыропустную на вечерне). В церковном календаре Четыредесятница занимает особое место. Великопостный период приготавливает нас к достойной встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств – Пасхи Божией спасительной, и, вместе с тем, по мысли святых отцов, является нашим ответом на благодеяния Божии и служит средством к исправлению духовной жизни. «Апостолы установили и предали нам, – пишет о Великом посте преподобный авва Дорофей, – чтобы мы отделяли десятину дней жизни нашей и посвящали её Богу: дабы мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года».
Для того, чтобы настроить человека на глубокое покаянное делание, пробудить его совесть, подвигнуть к молитвенным трудам и исправлению жизни по Евангелию, святая Церковь предлагает действенные благодатные средства, главным из которых является великопостное богослужение. Глубокая мудрость и небесная красота священных текстов, которые поются и читаются в эти дни в храмах, слова Писания и наставления пастырей, вместе с покаянно-умилительными распевами, величественными священнодействиями и частыми коленопреклонениями, способствуют освобождению человека от пагубного состояния, называемого древними подвижниками «окамененным нечувствием». Оно, к сожалению, сегодня характерно для многих людей, и выражается в духовном безразличии, внутреннем охлаждении, равнодушии к спасению бессмертной души. Вот почему так важно в дни Великого поста стараться находить всякую возможность, чтобы как можно чаще посещать храм Божий.
Время Великого поста помогает человеку пробудиться от греховного забвения и возвыситься над суетой, заставляет задуматься о том, что именно препятствует духовному росту, что мешает укрепляться в вере, утверждаться в надежде, преуспевать в любви к Богу и ближнему. Если в нашей жизни постоянно повторяются одни и те же нравственные ошибки, если повседневность наполнена осуждением, раздражением и ссорами, если не становимся мы внимательней и сострадательней по отношению к тем, кто рядом с нами, если теряется интерес и усердие к молитве, к участию в Таинствах церковных или чтению слова Божия, то это значит, что на духовном пути возникли серьезные проблемы. Что же делать с таким печальным состоянием? Главное, чему учит нас Божественное Откровение и многовековой опыт Церкви – ни при каких обстоятельствах нельзя отчаиваться в спасении, нельзя терять упование на неизреченную милость Господа, Который любовью вечною возлюбил нас (Иер. 31:3), Который щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8). Святитель Иоанн Златоуст возвещает: «Согрешили? Покайтесь, и не делайте неисцелимой страсть по причине нерадения. Как темнота исчезает, когда светит свет, так и грех исчезает, когда светит покаяние». Правильная духовная жизнь строится на искреннем покаянии в грехах, совершаемом с сердечным сокрушением, исправлением жизни по заповедям Божиим и твердым намерением принести плоды достойные покаяния (Лк. 3:8).
В Великий пост, очищенный покаянием, наполненный добрыми делами и согретый благодатью молитв, пусть каждый из нас усердно обновляет свою жизнь во Христе через Таинство таинств – святое Причащение, во оставление грехов и в жизнь вечную, во освящение и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела (молитва 9-я перед св. Причащением). Но при этом, сподобившись великих Небесных Даров, необходимо, как предупреждает святитель Феофан Затворник, помнить, что «норма жизни для христианина такова: каков ты во время Таинства, таков ты должен быть и в повседневной жизни». Нравственная чистота, устремлённость к Богу, мир с совестью и ближними всячески должны сохраняться в нас и за стенами храма.
Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами Пресвятой Богородицы, заступлением новомучеников и исповедников Казахстанских и всех святых благословит предстоящее время Великого поста и даст всем нам силу и крепость, чтобы мы «поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1:10).
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ