Гражданское Новолетие не является церковным праздником, но, тем не менее, эта хронологическая веха дает верующей душе важные нравственные уроки. В первую очередь, всякий человек, глядя на новые цифры в календаре задумывается о скоротечности времени. Ясное осознание этого факта способно пробудить душу от беспечности и лени. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Пс. 89:10), – напоминает нам древний пророк, а апостол Павел предостерегает: «Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Лукавыми называет дни первоверхровный ученик Христов по причине обманчивого впечатления стабильности и постоянства, которое производит на человека ровное течение минут и часов. «Лукавый век, – рассуждает святитель Феофан Затворник, – хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком».
Отцы и учителя Церкви, рассуждая на тему времени, говорили о двух своеобразных «календарях», которыми руководствуются люди – один от Бога, а другой от лукавого. Божественный называется «сегодня», «ныне», поскольку молитвы, добрые дела, покаяние в грехах надо творить в настоящее время, уже сейчас, потому что завтра может быть уже поздно. А лукавый «календарь» называется «завтра», «потом». Он заставляет человека бесконечное число раз откладывать важные для спасения души дела и лишает людей памяти о неотвратимости Страшного Суда, о вечности, о праведном воздаянии за сотворенное зло или добро. Поэтому каждый из нас на пороге Нового года должен еще раз проверить, а по какому календарю он живет – божественному или лукавому.
Рассуждения о быстром течении времени и конечности земного бытия не должны повергать нас в унылое состояние духа. Напротив, эти простые истины учат нас, что жизнь – это драгоценный дар Божий, для каждого единственный и уникальный, и нельзя ее бессмысленно и беспечно растрачивать на пустяки, бесплодные занятия и суету. Чем бы мы ни занимались – семейными заботами, образованием, работой или восстановлением физических сил, какими бы ни были наши профессиональные занятия или интеллектуальные интересы, во всех обстоятельствах жизни, на всех ее путях главное помнить о «едином на потребу» (см. Лк. 10:38-42). Святитель Тихон Задонский так рассуждает об этих известных словах Господа: «Единое на потребу – это вечное спасение. Это есть первейшее христианское дело, об этом у христиан и первейшее попечение должно быть. Нужна нам пища, одежда, дом и все прочее необходимое для этой жизни. Но вечное спасение так необходимо, что без него все – ничто». Может возникнуть вопрос, достижим ли такой образ жизни, при котором заботы о хлебе насущном не будут вытеснять попечения о спасении души. Положительный ответ мы видим в Священном Писании, в истории нашей Церкви, в житиях святых и, если внимательно посмотрим, то и в окружающей нас реальности. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13), – утверждает апостол Павел. Своими силами нам невозможно очиститься от беззаконий, исцелиться от страстей, стяжать праведность, обрести настоящую любовь к Богу и людям, но для того и свершилось в Вифлееме две тысячи лет назад величайшее чудо Боговоплощения – «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Господь явился нас ради человек, и нашего ради спасения, и теперь уже от каждого человека зависит, как откликнется он на любовь Божию, примет ли он этот бесценный дар, решится ли мужественно и неукоснительно следовать за Христом.
Наше спасение в единении с Богом, в приобщении к Его благодати, которую верующий получает и обновляет в себе в святых церковных Таинствах. Христианин, рождается для Царства Божия от воды и Духа (Ин. 3:5) в таинстве Крещения, исполняется духовными дарами в Миропомазании, в течение всей своей жизни он нуждается в исцелении души от грехов через Покаяние, и в истинной пище – пречистых и животворящих Тайнах Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Спаситель сказал нам: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53, 56).
Для верующего человека каждый новый день, каждый новый год являются даром Божиим, Который по слову Писания положил времена и сроки в Своей власти (Деян. 1:17). Наступающий год – это ниспосланный нам Свыше новый простор для раскрытия и приумножения данных от Бога талантов и дарований, и, самое главное, это новые встречи с любящим нас Господом, новые возможности послужить Богу и людям, воплотить в своей жизни заповеди Христовы. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
По традиции мы освящаем новогодний рубеж сугубыми молитвами о мире всего мира, о благостоянии Святой Божией Церкви, о нашем земном Отечестве – земле Казахстанской, о родных и близких и обо всей вселенной.
За гражданским Новолетием наступают особые дни церковного календаря – время предпразднства Рождества Христова, когда все наши мысли и чувства должны быть устремлены к тайне явления в мир Спасителя. Постараемся этот заключительный период поста провести в духовной чистоте, в воздержании от всякого раздражения и суеты, молитвах, делах милосердия, посещении Божиих храмов.
В наступающем Новолетии да благословит нас Господь и сохранит, призрит на нас светлым лицом Своим и помилует нас, да обратит лицо Свое на нас и даст нам мир! (Числ. 6:24-26).
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский
Ваши Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братия и сестры!
Стремительно летит время, и уже становится достоянием вечности 2018 год, человечество готовится перешагнуть еще один рубеж земного бытия и открыть новую, пока еще чистую страницу жизни. Каждый из нас словно чернилами пишет в этой особой книге своими словами и поступками, намерениями и действиями хорошее или дурное. Как свидетельствует Священное Писание, в конце времен над всеми людьми Господь совершит Свой праведный Суд «по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Отк.20:12).
Гражданское Новолетие не является церковным праздником, но, тем не менее, эта хронологическая веха дает верующей душе важные нравственные уроки. В первую очередь, всякий человек, глядя на новые цифры в календаре задумывается о скоротечности времени. Ясное осознание этого факта способно пробудить душу от беспечности и лени. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Пс. 89:10), – напоминает нам древний пророк, а апостол Павел предостерегает: «Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Лукавыми называет дни первоверхровный ученик Христов по причине обманчивого впечатления стабильности и постоянства, которое производит на человека ровное течение минут и часов. «Лукавый век, – рассуждает святитель Феофан Затворник, – хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком».
Отцы и учителя Церкви, рассуждая на тему времени, говорили о двух своеобразных «календарях», которыми руководствуются люди – один от Бога, а другой от лукавого. Божественный называется «сегодня», «ныне», поскольку молитвы, добрые дела, покаяние в грехах надо творить в настоящее время, уже сейчас, потому что завтра может быть уже поздно. А лукавый «календарь» называется «завтра», «потом». Он заставляет человека бесконечное число раз откладывать важные для спасения души дела и лишает людей памяти о неотвратимости Страшного Суда, о вечности, о праведном воздаянии за сотворенное зло или добро. Поэтому каждый из нас на пороге Нового года должен еще раз проверить, а по какому календарю он живет – божественному или лукавому.
Рассуждения о быстром течении времени и конечности земного бытия не должны повергать нас в унылое состояние духа. Напротив, эти простые истины учат нас, что жизнь – это драгоценный дар Божий, для каждого единственный и уникальный, и нельзя ее бессмысленно и беспечно растрачивать на пустяки, бесплодные занятия и суету. Чем бы мы ни занимались – семейными заботами, образованием, работой или восстановлением физических сил, какими бы ни были наши профессиональные занятия или интеллектуальные интересы, во всех обстоятельствах жизни, на всех ее путях главное помнить о «едином на потребу» (см. Лк. 10:38-42). Святитель Тихон Задонский так рассуждает об этих известных словах Господа: «Единое на потребу – это вечное спасение. Это есть первейшее христианское дело, об этом у христиан и первейшее попечение должно быть. Нужна нам пища, одежда, дом и все прочее необходимое для этой жизни. Но вечное спасение так необходимо, что без него все – ничто». Может возникнуть вопрос, достижим ли такой образ жизни, при котором заботы о хлебе насущном не будут вытеснять попечения о спасении души. Положительный ответ мы видим в Священном Писании, в истории нашей Церкви, в житиях святых и, если внимательно посмотрим, то и в окружающей нас реальности. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13), – утверждает апостол Павел. Своими силами нам невозможно очиститься от беззаконий, исцелиться от страстей, стяжать праведность, обрести настоящую любовь к Богу и людям, но для того и свершилось в Вифлееме две тысячи лет назад величайшее чудо Боговоплощения – «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Господь явился нас ради человек, и нашего ради спасения, и теперь уже от каждого человека зависит, как откликнется он на любовь Божию, примет ли он этот бесценный дар, решится ли мужественно и неукоснительно следовать за Христом.
Наше спасение в единении с Богом, в приобщении к Его благодати, которую верующий получает и обновляет в себе в святых церковных Таинствах. Христианин, рождается для Царства Божия от воды и Духа (Ин. 3:5) в таинстве Крещения, исполняется духовными дарами в Миропомазании, в течение всей своей жизни он нуждается в исцелении души от грехов через Покаяние, и в истинной пище – пречистых и животворящих Тайнах Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Спаситель сказал нам: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53, 56).
Для верующего человека каждый новый день, каждый новый год являются даром Божиим, Который по слову Писания положил времена и сроки в Своей власти (Деян. 1:17). Наступающий год – это ниспосланный нам Свыше новый простор для раскрытия и приумножения данных от Бога талантов и дарований, и, самое главное, это новые встречи с любящим нас Господом, новые возможности послужить Богу и людям, воплотить в своей жизни заповеди Христовы. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
По традиции мы освящаем новогодний рубеж сугубыми молитвами о мире всего мира, о благостоянии Святой Божией Церкви, о нашем земном Отечестве – земле Казахстанской, о родных и близких и обо всей вселенной.
За гражданским Новолетием наступают особые дни церковного календаря – время предпразднства Рождества Христова, когда все наши мысли и чувства должны быть устремлены к тайне явления в мир Спасителя. Постараемся этот заключительный период поста провести в духовной чистоте, в воздержании от всякого раздражения и суеты, молитвах, делах милосердия, посещении Божиих храмов.
В наступающем Новолетии да благословит нас Господь и сохранит, призрит на нас светлым лицом Своим и помилует нас, да обратит лицо Свое на нас и даст нам мир! (Числ. 6:24-26).
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике КазахстанВаши Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братия и сестры!
Стремительно летит время, и уже становится достоянием вечности 2018 год, человечество готовится перешагнуть еще один рубеж земного бытия и открыть новую, пока еще чистую страницу жизни. Каждый из нас словно чернилами пишет в этой особой книге своими словами и поступками, намерениями и действиями хорошее или дурное. Как свидетельствует Священное Писание, в конце времен над всеми людьми Господь совершит Свой праведный Суд «по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Отк.20:12).
Гражданское Новолетие не является церковным праздником, но, тем не менее, эта хронологическая веха дает верующей душе важные нравственные уроки. В первую очередь, всякий человек, глядя на новые цифры в календаре задумывается о скоротечности времени. Ясное осознание этого факта способно пробудить душу от беспечности и лени. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Пс. 89:10), – напоминает нам древний пророк, а апостол Павел предостерегает: «Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Лукавыми называет дни первоверхровный ученик Христов по причине обманчивого впечатления стабильности и постоянства, которое производит на человека ровное течение минут и часов. «Лукавый век, – рассуждает святитель Феофан Затворник, – хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком».
Отцы и учителя Церкви, рассуждая на тему времени, говорили о двух своеобразных «календарях», которыми руководствуются люди – один от Бога, а другой от лукавого. Божественный называется «сегодня», «ныне», поскольку молитвы, добрые дела, покаяние в грехах надо творить в настоящее время, уже сейчас, потому что завтра может быть уже поздно. А лукавый «календарь» называется «завтра», «потом». Он заставляет человека бесконечное число раз откладывать важные для спасения души дела и лишает людей памяти о неотвратимости Страшного Суда, о вечности, о праведном воздаянии за сотворенное зло или добро. Поэтому каждый из нас на пороге Нового года должен еще раз проверить, а по какому календарю он живет – божественному или лукавому.
Рассуждения о быстром течении времени и конечности земного бытия не должны повергать нас в унылое состояние духа. Напротив, эти простые истины учат нас, что жизнь – это драгоценный дар Божий, для каждого единственный и уникальный, и нельзя ее бессмысленно и беспечно растрачивать на пустяки, бесплодные занятия и суету. Чем бы мы ни занимались – семейными заботами, образованием, работой или восстановлением физических сил, какими бы ни были наши профессиональные занятия или интеллектуальные интересы, во всех обстоятельствах жизни, на всех ее путях главное помнить о «едином на потребу» (см. Лк. 10:38-42). Святитель Тихон Задонский так рассуждает об этих известных словах Господа: «Единое на потребу – это вечное спасение. Это есть первейшее христианское дело, об этом у христиан и первейшее попечение должно быть. Нужна нам пища, одежда, дом и все прочее необходимое для этой жизни. Но вечное спасение так необходимо, что без него все – ничто». Может возникнуть вопрос, достижим ли такой образ жизни, при котором заботы о хлебе насущном не будут вытеснять попечения о спасении души. Положительный ответ мы видим в Священном Писании, в истории нашей Церкви, в житиях святых и, если внимательно посмотрим, то и в окружающей нас реальности. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13), – утверждает апостол Павел. Своими силами нам невозможно очиститься от беззаконий, исцелиться от страстей, стяжать праведность, обрести настоящую любовь к Богу и людям, но для того и свершилось в Вифлееме две тысячи лет назад величайшее чудо Боговоплощения – «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Господь явился нас ради человек, и нашего ради спасения, и теперь уже от каждого человека зависит, как откликнется он на любовь Божию, примет ли он этот бесценный дар, решится ли мужественно и неукоснительно следовать за Христом.
Наше спасение в единении с Богом, в приобщении к Его благодати, которую верующий получает и обновляет в себе в святых церковных Таинствах. Христианин, рождается для Царства Божия от воды и Духа (Ин. 3:5) в таинстве Крещения, исполняется духовными дарами в Миропомазании, в течение всей своей жизни он нуждается в исцелении души от грехов через Покаяние, и в истинной пище – пречистых и животворящих Тайнах Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Спаситель сказал нам: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53, 56).
Для верующего человека каждый новый день, каждый новый год являются даром Божиим, Который по слову Писания положил времена и сроки в Своей власти (Деян. 1:17). Наступающий год – это ниспосланный нам Свыше новый простор для раскрытия и приумножения данных от Бога талантов и дарований, и, самое главное, это новые встречи с любящим нас Господом, новые возможности послужить Богу и людям, воплотить в своей жизни заповеди Христовы. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
По традиции мы освящаем новогодний рубеж сугубыми молитвами о мире всего мира, о благостоянии Святой Божией Церкви, о нашем земном Отечестве – земле Казахстанской, о родных и близких и обо всей вселенной.
За гражданским Новолетием наступают особые дни церковного календаря – время предпразднства Рождества Христова, когда все наши мысли и чувства должны быть устремлены к тайне явления в мир Спасителя. Постараемся этот заключительный период поста провести в духовной чистоте, в воздержании от всякого раздражения и суеты, молитвах, делах милосердия, посещении Божиих храмов.
В наступающем Новолетии да благословит нас Господь и сохранит, призрит на нас светлым лицом Своим и помилует нас, да обратит лицо Свое на нас и даст нам мир! (Числ. 6:24-26).
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Обращение Главы Православной Церкви Казахстана перед наступлением Нового годаОбращение Главы Православной Церкви Казахстана перед наступлением Нового года