Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Православный этикет.

Как вести себя в храме

Церковь — место присутствия Божия, и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Войдя в нее, осени себя крестным знамением и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре, на престоле, в Святых Дарах, таинственно и действительно пребывает Сам Господь. Затем произнеси краткую молитву, например: «Боже, милостив будь ко мне, грешному. Создавший меня, Господи, помилуй меня. Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»

После этого благоговейно соверши малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа,Пресвятой Богородицы и святых… Свечи тоже желательно ставить до начала службы, во всяком случае не подобает ставить их во время чтения Евангелия и литургии верных (от пения Херувимской до причащения Св. Даров).

Находясь в церкви, не следует здороваться со знакомыми за руку, беседовать и переходить с места на место. Лишь, в крайнем случае, можно тихо сказать то, что относится к богослужению. Если начинается служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтение и песнопения. Не следует проходить между царскими вратами и находящимся посредине церкви аналоем с иконой. Когда проходишь перед аналоем, соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или крестом, или Чашей, или св.иконой, крестись, наклонив голову. Преклонять голову надлежит во время чтения св.Евангелия, а также когда священнослужитель призывает к этому, совершает каждение или благословляет. В церкви во время богослужения полагается стоять. Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия …»

(из Молитвослова, изд.»Истина», Париж,1947г.)

 

Когда в церкви идут громкие разговоры, это очень мешает тем, кто старается вникнуть в слова богослужения и тем, кто в это время пытается «собрать душу» к исповеди. Не только громкие разговоры нарушают храмовой покой. Нередко бросается в глаза, что во время богослужения — даже во время его важнейших моментов — некоторые (особенно молодежь) стоят в храме с руками в карманах или переходят с одной стороны церкви на другую, перед читающими чтецами или священниками или сидят на скамейке со скрещенными ногами. Это абсолютно не допустимо.

Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всем полу; люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Просим родителей внушить своим ребятам, что делать это совершенно недопустимо.

Для сохранения благолепия в храме напоминаем о нескольких правилах внешнего молитвенного поведения:

  1. Приходить в церковь надлежит к началу богослужения.
  2. Входящий в храм осеняет себя трижды крестным знамением.
  3. Не следует задерживаться при входе в храм, так как этим затрудняется вхождение другим богомольцам. Желающим вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей), следует делать это либо до, либо после богослужений, но ни в коем случае во время Божественной службы, так как это нарушает порядок и благолепие дома Божия.
  4. Древний церковный обычай устанавливает стояние мужчин на правой стороне, а женщин — на левой.
  5. В храме Божием не допускаются разговоры ни во время богослужения, ни по окончании его.
  6. В церкви излишни рукопожатия, а целование рук у женщин совершенно недопустимо.
  7. Верующие приходят в храм в одеянии, соответствующем их полу. То, в чем позволительно ходить на улице или на пляже, совершенно неприемлемо в церкви. Ни в коем случае нельзя приходить в таком виде на богослужения. Нескромная одежда нарушает благолепие храмовой обстановки. Женщинам непозволительно присутствовать на службах в коротких платьях (выше колен), в брюках, или в нарядах с открытыми плечами и руками. Молодым людям и их родителям мы напоминаем, что нельзя приходить в храм в майках (особенно с крикливыми лозунгами или изображениями кумиров поп-культуры и т.п.). Ребятам старше 7 лет нельзя показываться в храме в шортах.
  8. Опоздавшие к началу богослужения должны спокойно, не толкая молящихся, проходить вперед.
  9. Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи и прикладываться к иконам во время следующих наиболее важных моментов богослужения:

На Литургии:

  1. На малом (с Евангелием) и великом (с чашей) входах.
  2. При чтении «Молитвы о спасении России».
  3. Во время чтения Апостола и Евангелия.
  4. Во время пения Херувимской песни (от слов: «Иже херувимы тайно образующие» до конечного троекратного пения «Аллилуия»).
  5. Во время евхаристического канона (от возгласа: «двери, двери, премудростию войдем» в продолжение пения Символа Веры: «Верую во единаго Бога», в продолжение всего канона, когда поется «Милость мира» до окончания песни Богородице: «достойно есть». Это самый благоговейный момент литургии — в продолжение всего этого времени не может быть никаких хождений по храму или тушения свечей.
  6. При пении «Отче наш…»

На всенощном бдении:

  1. При входе священника или диакона с кадилом на вечерне.
  2. При чтении Шестопсалмия. В это время запрещается тушить или ставить свечи (когда весь электрический свет в храме тушится).
  3. При выходе священника со Св. Евангелием и во время чтения Евангелия.
  4. При пении «Честнейшую Херувим…» и Великого Славословия («Слава в вышних Богу»).

Правильная исповедь.

До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен внимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению не исповеданные. Потом, с умилением и сокрушением сердца приступи ко Кресту и Евангелию и начинай исповедовать грехи свои.

  1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, а Самому Богу, который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них. И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потому духовный твой отец на исповеди не может быть твоим судьей. Но ты стыдишься духовного отца, не потому ли, что опасаешься потерять его доброе о тебе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю исповедь, гораздо большую будет питать любовь к тебе. Притом, если ты стыдишься и боишься открыть свои грехи перед одним духовником, то как перенесешь тот стыд, когда явишься на страшный суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, ангелами и всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?
  2. Исповедуй все грехи свои подробно, и каждый грех отдельно. Св. Иоанн Элатоуст говорит: «Не только должно сказать; согрешил, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъявить», т.е. нужно назвать каждый грех. «Обнаружение грехов», говорит св.Василий Великий, — «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей…» Грешник есть душевно-больной, а отец духовный есть врач, или лекарь: следовательно, надо исповедовать, или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как телесно больной рассказывает врачу свои болезни, желая через него получить исцеление.
  3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это не исповедь, а осуждение: значит, новый только грех.
  4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощью, обычаем, и т.д. На исповеди, кто, чем более себя оправдывает, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более себя обличает, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан.
  5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню, может быть и в этом грешен»: Бог велел нам всегда помнить свои грехи; а чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще, ибо те, кто по нерадению своему, говеют редко и таким образом забывают свои грехи, в этом сами виноваты, а потому не могут надеяться на отпущение грехов, которые ими не исповеданы. Поэтому непременно мы должны постараться вспомнить свои грехи. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней беспечностью и нерадением о душе?
  6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен, или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать свое осуждение.
  7. Нужно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, коими мы оскорбили Господа Бога. Не хорошо рассказывать свои грехи с явным хладнокровием и без всякого сожаления, как будто это какой-либо обыкновенный разговор: а еще хуже, когда многие, исповедуясь, позволят себе даже усмехаться. Все это признак нераскаянности:а исповедуясь, таким образом, мы не очищаемся от грехов, а еще увеличиваем их.
  8. Наконец, исповедуй грехи свои с верой в Иисуса Христа, и надеждой на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощение. Примером сему — Иуда предатель.

Вот каким образом, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1, 9).

Молитвенное приготовление к Причастию.

Из всех дней в жизни христианина, самый счастливый — это день, когда мы достойно, с полным вниманием и подготовкой принимаем Святое Причастие. Мы на исповеди омыли себя от всех грехов, открыли Господу всю свою душу и приняли в свой душевный дом Святого Небесного Гостя — Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «тот, кто ест Тело мое и пьет Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем».

Чрезвычайно важно в день причастия сознавать, что мы делаем и, участвуя в страшном Таинстве, понимать какую ответственность на себя берем. Принимать Божественного Гостя небрежно, без должного внимания — это значит осудить себя. да не будет так! Вот минимум того, что необходимо сделать, чтобы получить духовную пользу:

  1. Исповедоваться накануне Литургии, чтобы дать себе и духовнику время для правильного исполнения исповеди. Если исповедоваться приходится утром, то следует придти в храм заблаговременно, до начала Литургии. У священника можно получить листовку «Краткая исповедь перед духовником». Возьмите себе экземпляр и храните у себя дома. Перед исповедью прочтите листовку дома, чтобы припомнить совершенные грехи или принесите ее на исповедь.
  2. Прочесть молитвенное правило перед Святым Причащением. Это правило можно найти в обычном молитвослове. Правило состоит из ряда псалмов, канона и молитв перед причащением. Для особо ревностных, можно присовокупить к этому правилу канон Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Богородице и канон Ангелу-Хранителю. Эти молитвословия можно найти в том же православном молитвослове.
  3. В день Причастия необходимо прийти в храм к началу Литургии и натощак, т.е. воздерживаться от пищи и пития, а также от курения, с предыдущей полуночи. Пришедшие в церковь с опозданием, не могут приступить к Св. Чаше.
  4. Просим прихожанок следить за тем, чтобы не приобщаться с непокрытой головой и с накрашенными губами.
  5. Перед приближением ко Св. Чаще, руки на груди складывать крестообразно.
  6. Произнести внятно, отчетливо свое православное имя, данное во св. Крещении, достаточно широко открыть рот.
  7. После Причащения прочесть благодарственные молитвы. Эти молитвы всегда читаются в церкви, обычно во время прикладывания к св. Кресту. Причастники собираются с правой или левой стороны храма и вместе слушают молитвы и только по окончании молитв сами подходят к кресту.

Пища Тайной Вечери, есть Небесная пища нашего восстановления, Нового Завета между Богом и человеческим родом.
Советы молодоженам, идущим в храм

Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации:

  • — в первую очередь, согласовать место и время совершения таинства;
  • — в церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы. При этом устанавливается приблизительное время венчания;
  • — также можно договориться и с конкретным священнослужителем;
  • — в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания;
  • — в первые века христианства венчание совершалось непосредственно за божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение;
  • — молодоженам нужно приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 24 часов ночи;
  • — в храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Таинств. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого);
  • — присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания;
  • — делать фотографии и снимать видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма, после совершения таинства;
  • — обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол;
  • — возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять;
  • — у невесты непременно должен быть головной убор – фата или платок; косметика и украшения – или отсутствуют, или в минимальном количестве;
  • — обязательны нательные крестики для обоих супругов;
  • — по русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме – держать венцы над головами новобрачных;
  • — свидетели должны быть крещенными;
  • — церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практикетакое бывает. Разумеется, каждой паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго ( продолжительность одного венчания 30-40 минут) если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Дополнительно:

Венчание не совершается:

  • — в течение всех четырех многодневных постов;
  • — во время Сырной седмицы (Масленицы);
  • — на Светлой (Пасхальной) седмице;
  • — накануне двунадесятых праздников;
  • — по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • — 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
  • — накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои);

 

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Наряд невесты в церкви:

Требования, предъявляемые православной церковью:

  • — минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;
  • — обязателен головной убор – фата, косынка;
  • — нельзя надевать брюки;
  • — руки, плечи, спина, грудь – должны быть закрыты (позаботиться о накидке);

И осторожнее с длинной и пышной фатой – ее можно испортить горящими свечами.

опубликовано 07 октября 2020
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на международной научно-практической конференции «Регентское служение в Митрополичьем округе. Путь к мастерству»
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.