Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Святоотеческие творения.

Путь ко спасению (Святитель Феофан Затворник (1815–1894)

«Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» Феофана Затворника — одно из самых авторитетных наставлений по нравственному богословию и аскетике. Святитель Феофан читал в Петербургской академии курс нравственного богословия. «Путь ко спасению» и представляет этот курс в переработанной для публикации форме. Задачей Феофана Затворника в «Пути ко спасению» было построение всей христианской жизни на началах святоотеческой аскетики, что по тем временам (во всяком случае, для академического богословия) — радикальный шаг. Феофан Затворник отмечает помощь и одобрение Игнатия (Брянчанинова), тогда Сергиевского архимандрита. Феофан Затворник так начинает «Путь ко спасению»: «последняя цель человека — в общении с Богом — и путь к ней: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией.



Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?» Феофан Затворник различал в христианской жизни: «три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1-ю — обращением к Богу, 2-ю — очищение или самоисправлением, 3-ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов! Изобразить все сие и определить правилами и будет значить — указать путь ко спасению. Полное в сем деле руководство берет человека на распутьях греха, проводит огненным путем очищения и возводит до возможной для него степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова. Иначе, оно должно показать: 1. как начинается в нас христианская жизнь; 2. как совершенствуется — зреет и крепнет; 3. какою является в полном своем совершенстве».

Аудио

Введение

Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания

Как начинается в нас христианская жизнь?

Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения?

Отдел

II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к БогуКак начинается христианская жизнь в таинстве покаяния?

1. Состояние грешника

2. Действие Божией благодати

3. Пробуждение грешника от греховного сна

4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного

5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати

6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению

А. Восход до решимости оставить грех

Б. Восход до обета посвятить себя Богу

7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения

А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния

Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения

Отдел

III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни

Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь

1. О хранении духа ревности по Богу

А. Внутрь-пребывание

Б. Зрение другого мира

В. Стояние в чувствах, доведших до решимости

2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека

А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни

Б. Держание тела по духу новой жизни

В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой

Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни

Д. Приближение к непрерывному говению

3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления

4. Начатки восхождения к живому богообщению

А. Восхождение к Богу

Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию

Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании

Приложение

опубликовано 12 сентября 2023
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на международной научно-практической конференции «Регентское служение в Митрополичьем округе. Путь к мастерству»
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.