«Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» Феофана Затворника — одно из самых авторитетных наставлений по нравственному богословию и аскетике. Святитель Феофан читал в Петербургской академии курс нравственного богословия. «Путь ко спасению» и представляет этот курс в переработанной для публикации форме. Задачей Феофана Затворника в «Пути ко спасению» было построение всей христианской жизни на началах святоотеческой аскетики, что по тем временам (во всяком случае, для академического богословия) — радикальный шаг. Феофан Затворник отмечает помощь и одобрение Игнатия (Брянчанинова), тогда Сергиевского архимандрита. Феофан Затворник так начинает «Путь ко спасению»: «последняя цель человека — в общении с Богом — и путь к ней: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией.
Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?» Феофан Затворник различал в христианской жизни: «три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1-ю — обращением к Богу, 2-ю — очищение или самоисправлением, 3-ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов! Изобразить все сие и определить правилами и будет значить — указать путь ко спасению. Полное в сем деле руководство берет человека на распутьях греха, проводит огненным путем очищения и возводит до возможной для него степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова. Иначе, оно должно показать: 1. как начинается в нас христианская жизнь; 2. как совершенствуется — зреет и крепнет; 3. какою является в полном своем совершенстве».
Как начинается в нас христианская жизнь?
Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения?
II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к БогуКак начинается христианская жизнь в таинстве покаяния?
3. Пробуждение грешника от греховного сна
4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного
5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати
6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению
А. Восход до решимости оставить грех
Б. Восход до обета посвятить себя Богу
7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения
А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния
Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения
Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь
1. О хранении духа ревности по Богу
В. Стояние в чувствах, доведших до решимости
2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека
А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни
Б. Держание тела по духу новой жизни
В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой
Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни
Д. Приближение к непрерывному говению
3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления
4. Начатки восхождения к живому богообщению
Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию
Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании