Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Статьи.

Православие о суициде

18 августа 2015 года Управлением Специализированной Службы Охраны Акмолинской области проведено было семинарское занятие среди всех батальонов полиции УССО на тему «Профилактика суицида»,, в связи с тревожными тенденциями в плане увеличения количества суицидов среди населения РК по сравнению с данными на 2014 год.
По благословению Преосвященнейшего Серапиона, епископа Кокшетауского и Акмолинского и по приглашению руководства УССО на данном мероприятии принимал участие диакон Валерий Анфёров, руководитель епархиального отдела по связям с общественностью.
Задачей и темой выступления явилось освящение позиции Православия касательно суицида как явления не только века 21, но и как проблемы человечества в целом.


 

За период 2015 года 1126 фактов суицида в РК. Это в который раз указывает на злободневность данной темы и подчеркивает ее общечеловеческий фактор.

 

Суицид — это отчаяние, (человек не верит в то, что он может жить дальше, что Бог поможет ему) и дерзкий вызов Богу (человек как бы в лицо Богу "бросает" жизнь, которую самоубийца возненавидел, не дожидаясь, когда Сам Бог решит отделить душу от тела). Естественно, верующий, религиозный человек никогда не совершит этого акта, так как верующему свойственно верить в то, что Бог видит всё, и если Он дал жизнь, значит, в этом есть свой смысл и своя цель. Вспоминается прекрасный совет одного епископа  Православной Церкви, данный лицу, пришедшему хлопотать об отпевании самоубийцы: "Оставьте всё на суд Бога. Человек сделал свой выбор, мы отменить этот выбор не в состоянии. Не нужно лицемерить и говорить, что он был христианином. Он утратил веру, потому что, только утратив веру можно совершить такой страшный поступок. Теперь мы не властны изменить его решение".

 

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, Таинства, и так доходит до черты самоубийства.

 

Мы, православные, знаем,  что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за порогом вечности. Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят люди с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И как же ты, человек, хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет — человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать  отдельно).

 

Ведь нет ни одного человека, по-настоящему верующего (не формально верующего в мифического «бога-в-душе»), который бы закончил жизнь самоубийством. Или ты – верующий, или самоубийца. Тут третьего не дано. Но каждый суицид это последствие кризисного состояния души, ощущение пустоты, жизни вне Бога. Искать духовную анестезию можно очень долго, однако истинную свободу кроме Христа дать человеку никто не может.

 

Для Православного человека абсолютная свобода воли очевидна, так же, как и полное ее отсутствие после физической смерти: там измениться, или переосмыслить, или передумать, или принять решение НЕВОЗМОЖНО. Пока мы ходим по земле, мы в состоянии прийти ко Христу с покаянием и осознанием того, что без помощи Божией человек не в состоянии освободиться от власти греха, гнета привычки, страсти, пленения разума, что в свою очередь приводит к смерти духа, а затем и тела.

 

Жизнь это дар Божий и один Господь вправе распоряжаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю противопоставлять воле Творца и обязаны до конца сохранять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вверить эту жизнь со всеми искушениями в руки Творца.

 

 Общее положение – самоубийство запрещено, самоубийство категорически осуждается и закончивший земной путь таковым образом не отпевается в Православной Церкви. Суицид – это тупик, причем БЕЗКОНЕЧНЫЙ. И так как жизнь дана Богом, мы не сами ее берем. Жизнь нам дается Рукой Божией через родителей наших, поэтому суицид еще грех и против родителей. Жизнь – это не наша собственность, а распоряжаясь не нашей собственностью, мы производим АКТ ВОРОВСТВА, святотатства.

 

Состояние человека в суициде: нет  цели, нет задач, нет перспектив, нет духовного стержня, нет упования на Волю Бога и заботу Его о человеке, нет надежды на реальную возможность все изменить, которая есть ЛИШЬ ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: человек должен жить.

 

В духовном смысле: потеря веры, любви, уважения, благодарности близким, обостренное желание доказать всему миру свою правоту. Хотя данный эгоизм и гордость на деле неэффективны и далее, чем в могилу ни приводят.

 

Суицид может быть спровоцирован Страстями и вредными привычками: страсть игромании, алкоголизма, сребролюбия, наркомании, нежеланием трудиться, праздностью, блудом – ко всему этому человека толкает диавол. И ровно в той степени, в которой духовно человек закрыт для Бога, настолько он подвержен влиянию диавола.

 

Суицид – болезнь духа, с которой успешно борется Православие, которую излечивает Бог. И в случае следованию действительно «церковной» жизни Суицид НЕВОЗМОЖЕН, так как Православный осознает меру и высоту клятвы верности Христу в мыслях, желаниях, словах и поступках.

 

В Христианстве нет места суициду, так как Цель жизни человека в Православии обозначена более чем четко: «Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен Есть. Будьте Святы, как Свят Я, Господь Бог Ваш!», то есть по Благодати человек должен стать тем, кем Бог является по природе. Цель колоссальна, но достижима. Посмотрите на примеры Святых, коих великое множество (Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский) 

В качестве ориентира жизни своей эти люди избрали Христа, так как верили, что ради нас, Он, Бог, не переставая быть Богом, стал еще и человеком, чтобы принести себя в жертву, воскреснуть и  освободить человечество от власти диавола, греха и смерти.

 

В Православии нет места суициду, но не в языческих культурах. К примеру, в Японии – сэппуку, ритуальное самоубийство признается обществом как добродетель и подвиг, в культуре Рима – самоубийство пресыщенных жизнью вельмож на пирах было обыденной практикой.

 

В Таинстве Крещения человек усыновляется Богу, и  когда человек убивает себя, он показывает тем самым, что данная семья ему ни к чему. МОЛИТЬСЯ ЗА ТАКИХ мы не можем, так как это есть ПОЛНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ и ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, и по слову Божию, «хула на Духа Святаго» есть грех непростительный.

 

При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью ПРЕДАЛ СЕБЯ В РУКИ ДИАВАОЛУ, склонившего его к самоубийству. "Жало смерти – грех" (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет" (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10). Не в этом ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удаляющемся от Бога обществе?

 

Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани.

 

Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов предложить не смогли.

 

Профессора МДА А.И. Осипов отмечает: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой?» Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит – «карту и компас».

 

Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса.

 

Но если человек так заблудился, что у него нет правильных целей, он не понимает сам себя, не осознает настоящей, а не выдуманной реальности — такому практически невозможно выйти из больших трудностей, в которые он попал.

 

Культ потребительства, господствующий в обществе сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и т.п. Именно от этого и растет количество суицидов. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.

 

Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла.

 

Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). И получается жизнь без Бога, жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик… И тогда всё равно, как помереть – в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

 

И если родители не дали смысл, вектор развития, «карту и компас», а нарядили детей, выхваляясь друг перед другом, и отпустили в чащу леса, который и есть наша жизнь – это может закончиться трагически. Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни.

 

Родители озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды, став самостоятельным, он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию.

 

Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.

 

Относительно ШКОЛЫ нашей жизни  можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу – учиться. Обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден работать над собой, подчиняться дисциплине, контролировать себя, ограничивать себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, достойную работу.

 

Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его самоограничения во время учебы действительно   не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету — учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…

 

В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас   людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит.

 

Жизнь это школа, а не пикник — с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители, приносящие на алтарь удовольствия не только свои и души других, еще не рожденных…

 

Одна из ключевых причин суицида в обществе это постабортный синдром. Статистика ужасает , однако лишь самый бескомпромиссный взгляд через призму Православия помогает раскрыть духовные причины убийства детей, и последующего самоубийства «родителей». Достаточно сделать экскурс в историю древних хананейских племен и жителей Карфагена, практиковавших детские жертвоприношения идолу ваалу, показав идентичность мотивации для убийства малышей древними и современными родителей.

 

Есть ли возможное решения проблемы постабортного синдрома как одной из причин самоубийств?  Действительно есть. Необходимо указать на единственно истинный и спасительный образ Господа нашего Иисуса Христа и необходимость веровать в Него, веровать Ему и призывать Его Имя. Симптомами указанного выше синдрома совершивших и участвовавших в убийстве детей, являются постоянные депрессии, отчаяние, суицидальные мысли, беспричинная злоба. С такими симптомами человек жить не может, поэтому ищет анестезию физического или духовного свойства… При таких условиях истинный смысл человеческого бытия утерян.

 

Чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Первое дело – попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает. Второе дело — осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе.

 

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос — «зачем, какой смысл в этом»?

 

Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.

 

Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает – зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Речь идет о пленении разума, рассудка одержимой и навязчивой идеей.

 

Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней. Чтобы человека сдвинуть с позиции суицида, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается.

 

Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Сейчас так подается реклама — стимул-реакция. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться – это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо — человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если же я, православный христианин, понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…

 

В поведении людей с суицидальными мыслями и намерениями, есть общие черты. Согласно исследованиям, это чувство изоляции от других людей, чувство брошенности, ненужности, абсолютного одиночества. Человеку кажется, что его страдания невыносимы, что никто не переживал подобного, и неспособен его понять. Продолжение жизни для него означает продолжение страданий. Кроме того, восприятие самоубийцы предельно сужено, внешнее для него не существует. Исходя из этого, человек, стремящийся помочь, должен «дистанцироваться», не навязываться и, в то же время, готовым быть рядом, принять и понять. Это поможет ослабить чувство брошенности и изоляции.

 

Исследователи рекомендуют избегать конфронтации, убеждения в неправильности и неприемлемости шага, лозунгов и подобного. Напротив, доверие и участие в человеке позволит в определенный момент высказаться против самоубийства как решения, указать на то, чего человек в своем ослеплении не замечает. Это может быть напоминание о близких или прямое указание на нелогичность поступка «от душевной боли уничтожением тела не спасёшься», а также указание на кризис и пути выхода из него. В конце концов, поколения людей испытывали те же проблемы. Но умели, с Божьей помощью, их переживать.

О запрете на отпевние самоубийц.

Христианское погребение — логический итог, завершение христианской же земной жизни, «последнее напуствие» ушедшему в жизнь вечную.

 

Погребает верующего Церковь, что подразумевает принадлежность погребаемого к Церкви. Если человек своим сознанием, своим отношением к религии или содержанием личной религиозности был вне Церкви во время жизни (к примеру, заявляя, что "в Бога верит, но в Церкви не нуждается"), то нет каких-либо оснований совершать над ним Отпевание отвергаемой или просто игнорируемой им Церкви. Такое погребение, во-первых, будет греховным, потому что оно будет лживым. Ведь в самом чине погребения об усопшем говорится в категориях причастного церковной вере и жизни лица (что в случае с невоцерковлённым человеком является ложью).

 

Во-вторых, оно уже будет проявлением насилия и над богослужением (попытка совершить над не церковным человеком обряд Церкви) и над самим человеком (во время земной жизни он не пожелал стать членом Церкви, войти в Её священные недра, вкусить Её Таинства, а теперь мы пытаемся его "воцерковить" не душой, а разлагающимся трупом, когда он уже не может нам сказать своего "нет, не надо"). В-третьих, это будет кощунством, ведь стоять и в молитве к Богу лгать (называя "верным рабом Божьим" того, кто ни сном, ни духом не предвидел такого статуса своей персоны) есть кощунственное поругание молитвы и оскорбление Самого Бога.

 

Всё сказанное выше относится к любому случаю "отпевания" неверующих или не понятно во что и как "веривших" лиц.

 

Суицид — это не просто факт, действие. Суицид — это явление, свидетельство об определённом состоянии души человека. И состояние это самое что ни есть ужасное.

 

Конечно, если бы "самовольно ушедший" был человеком верующим, то нашел бы выход из тупика в молитве, осознав, что "если и всему миру я не нужен, то Богу нужен, с Ним и буду жить". (Это отличие в поведении верующего и неверующего еще раз подчеркивает антирелигиозность суицида, и, следовательно, недопустимость отпевать человека, совершившего такой яркий и трагический акт отрицания веры).

 

Бог прощает нам нашу вину, но не надо пытаться груз своей вины (которую нам надлежит еще очистить, "искупить") перекладывать на других. Церковь, благодать, обитающая в Ней, помогают человеку очищаться, исправляться. Но Христос не совершает наш внутренний подвиг вместо нас самих. Он — с нами, но не вместо нас.

 

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

 

Первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца? Ведь он убивает СЕБЯ.

О посмертной участи самоубийц.

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду  он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница - вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем за чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

 

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный на, казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками - свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долгого пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который "есть любовь" (1Ин.4:8) и "свет" (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

 

Со смертью прервется нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни человек навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью.  Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное, вечное пикирование в ужасе… То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

 

У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как оружие в руках Воина Христова против греха, власти диавола и вечной смерти. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ", а "все" - значит и скорби в том числе.

 

Все происходящее в мире происходит либо по воле Бога, либо по попущению Его для вразумления человека за маловерие, малодушие, грехи и пр.

 

Но если Бог с нами, то кто против нас?  В молитве  «Отче наш…» мы просим Бога «да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе», то есть как в мире земном, так и в мире духовном… И каждому дается по вере его!

 

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия, малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, абортов, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

 

Господь ИИСУС ХРИСТОС говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

 

по материалам сайтов: православие.ру, мемориам.ру

Подготовил диакон Валерий Анфёров

опубликовано 22 августа 2015
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.