Православная Церковь в Казахстане

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Официальный сайт Кокшетауской
и Акмолинской епархии

Епархиальное управление: 8(7162) 78-02-90, eparkhia.kokshetau@mail.ru
Кафедральный собор Воскресения Христова (г.Кокшетау)
Приходской консультант, преподаватель огласительных бесед:
+7 (707) 784-08-21, orthodox_konsult@mail.ru

8(7162) 78-02-90
8(7162) 25-18-79
eparkhia.kokshetau@mail.ru
Духовная помощь. Статьи.

Восемнадцатый Всемирный Русский Народный Собор


По благословению Преосвященнейшего Серапиона, Епископа Кокшетауского и Акмолинского, мне поручено было принимать участие в работе Всемирного Русского Народного Собора в качестве представителя Отдела по связям с общественностью от Кокшетауской и Акмолинской Епархии Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

 

Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим российским общественным форумом. Он существует с 1993 года, на про­тя­же­нии этих лет он является об­щест­вен­ной пло­щад­кой и ме­стом встре­чи лю­дей, ко­то­рые, не­за­ви­си­мо от по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, объе­ди­не­ны еди­ной целью — за­бо­той о на­сто­ящем и бу­ду­щем Рос­сии, играет немалую роль в формировании гражданского общества.

В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По уставу ВРНС главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 года главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С 1 февраля 2009 года главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями главы ВРНС являются председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Секретариат ВРНС возглавляет О.А. Костин.

В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI ВРНС, состоявшегося в декабре 2001 года и посвященного теме «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», принял участие Президент РФ В.В. Путин. Деятельность Собора находит живой отклик среди  соотечественников в ближнем и дальнем Зарубежье; в настоящее время в России действует несколько региональных отделений.

21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

11 ноября 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве началось пленарное заседание XVIII Всемирного русского народного собора по теме «Единство истории, единство народа, единство России».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание  ВРНС, обращение к участникам которого и ознаменовало собою открытие Собора. И не было такого человека, чьего сердца не коснулись бы наполненные тревогой и скорбью о русском народе слова Святейшего о том, что «в разных регионах планеты мирная жизнь поставлена под угрозу, когда люди гибнут от рук экстремистов на Ближнем Востоке, а междоусобный конфликт полыхает в самом сердце исторической Руси — на Украине».

Осознание чрезвычайной хрупкости мира оказалось характерной чертой нашего времени, как отмечал Патриарх Кирилл, так как «в нем не сложилось устойчивого порядка, основанного на взаимопонимании и взаимном уважении людей, относящихся к разным культурам и цивилизациям. Те, кто считает себя победителями в холодной войне, внушают всем, что определяемый ими путь развития — правильный и более того, единственно возможный для человечества. Доминируя в глобальном информационном пространстве, они навязывают миру свое понимание экономики и государственного устройства, стремятся подавить решимость отстаивать ценности и идеалы, отличные от их ценностей и идеалов, связанных, как мы знаем, с идеей потребительского общества».

Отсутствие лживой толерантности по отношению к тому неприкрытому западному политбеспределу, который каждый из нас может наблюдать ежедневно по новостным сводкам, также является характерной чертой нынешних дней. Нет компромиссов, нет уступок, когда опасности подвергается Православная вера. Как сохранить единство, когда враг старается взорвать общество изнутри?... Святейший отметил, что «в этой исторической ситуации мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей».

Непременным условием противостояния является, в том числе,  и духовная консолидация перед лицом общего врага. «Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая, в том числе, ценности и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой исторический период сохраняло свою целостность и единство. Такое трагическое разделение, происходящее тогда, когда люди теряют общее понимание своей истории, ведущее к расколу и провоцирующее гражданский конфликт, мы наблюдаем сегодня на Украине.»

Патриарх Кирилл отмечал, что именно любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. Именно благодаря этим свойствам, как писал социолог Питирим Сорокин, «русская нация смогла защитить себя, свою независимость, свободу и другие великие ценности».

О необходимости  взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное Святейший говорил следующее: «Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность».

Далее Святейший изложил духовные принципы, которые должны присутствовать в современном государстве, не желающем идти по европейско-американской модели развития: «Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном. Опираясь на заповеди «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодежи. Оно будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества, о котором много говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора. Оно обеспечит гражданам максимум социальных гарантий, создаст пространство равных возможностей для людей из разных регионов, социальных слоев и профессиональных групп. Добьется стремительного развития науки, передовых технологий даст второе дыхание тем сферам, где мы традиционно лидировали. Наконец, такое государство создаст оптимальные возможности для жизни традиционных религиозных общин, для передачи духовного наследия наших предков будущим поколениям».

Так где же искать необходимые нравственные ориентиры, как сохранить в море лжи и порока огонь веры, питавший очаг каждой семьи?…Где искать Спасения души? Как обрести в себе гармонию и силу для грядущего дня, чтобы достойно явить себя миру, не похулив имя Божие? Слова Патриарха  Кирилла напоминают нам о том единственно возможном фундаменте и  основополагающем духовном стержне…  «Впитанные русской культурой христианские идеалы светили на всех крутых поворотах нашего исторического пути, как путеводная звезда перед волхвами. Они не дают сбиться с дороги и сегодня. Поэтому важнейшим залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры и укрепление ее духовного первоисточника — православной веры…(...) Без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства.

Патриарх Кирилл особо отметил, что плодами постсоветской эпохи стала целенаправленная политика манипуляции и подмены одних понятий другими, как и попытки дискредитации целой нации:  «За попытками исключить употребление слова «русский» просматриваются идеи, которые уже давно показали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории «плавильного котла». Напротив, необходимо утверждать право народов и религиозных общин на свою идентичность. Таким правом, безусловно, обладает и русский народ, вокруг которого формируется российская нация, российская цивилизационная общность. При этом все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках общей многонациональной русской цивилизации (…) Необходимо еще раз ясно и четко обозначить принципиальный момент: для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они вовсе не должны отказываться от своей национальной памяти».

Новомодные европейские нацистские течения, а равно и псевдоязычество, пытающиеся «отхватить» весомую часть мыслящей и интеллектуальной молодежи, всё чаще пытаются найти отклик в их умах. Святейший именует это не иначе, как «болезненные и опасные явления» на пути сохранения национальной памяти. Человек должен помнить, знать и не забывать, кто он такой, кто были его предки, откуда он пришел и куда он идёт. Однако, все чаще и чаще имеют место, по словам Патриарха Кирилла, «попытки конструировать псевдорусские языческие верования. С одной стороны, это крайне низкая оценка религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью. С другой стороны, это убежденность в своем личном и узкогрупповом превосходстве над собственным народом. Это очень опасное заблуждение, потому что человек, подчинившийся гордыне, готовит себе личную трагедию. В этом случае приносит свои печальные плоды тенденция игнорирования значения русского народа, ревизия русской истории, пик которой пришелся на те же самые 90-е годы прошлого века, и которая сумела если не подорвать окончательно, то серьезно расшатать веру в свой народ и в свою страну у многих соотечественников. Эти люди были вынуждены искать новое мировоззренческое пристанище: либо за границей, либо в фантастических мирах, связанной с заново выдуманной национальной или религиозной группой. Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?»

Из вышесказанного Патриарх делает вывод, что коренным образом в обществе должны измениться подходы к молодежной политике. Из опыта истории известно, что если враг воспитает детей в стране врага своего, то он ею и управлять будет. Допустимо ли данное развитие событий? Однозначно, нет. Недопустимо. И Святейший прямо указывает, что в молодежной политике нив коем случае «не стоит исключать русского и православного фактора. При этом нужно работать не только с богатыми и благополучными юношами и девушками, проживающими в мегаполисах и ориентированных на карьеру и успех. Нужно искать методы взаимодействия с так называемой «уличной» молодежью. С теми, кто отличается юношеским максимализмом, кто тяготеет к сплоченным подростковым сообществам, кто остро переживает дисбаланс в вопросах социальной политики и в межнациональных отношениях. Отметим, что Всемирный Русский Народный Собор предпринимает правильные шаги в этом отношении. К примеру, акции исторической памяти «Быть русским» на территории исторического городища Старая Рязань, проведенная совместно с лидерами футбольных болельщиков, получила позитивный резонанс именно в неформальных молодежных кругах. Молодые люди, которые за версту распознают казенщину и фальшь, с открытой душой поддержали социальный проект, организаторы которого не побоялись заявить о своей русской православной идентичности».

И особо было отмечено Патриархом Кириллом, «чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот — выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами».

Залогом стойкости нации на пороге исторических перемен могут и должны стать, по мнению Святейшего, верность Православию,  русское возрождение, восстановление национального самосознания и достоинства, «благодаря долгим усилиям миллионов людей, хранивших верность нашему историческому выбору и отстаивавших право наследования ему».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, поблагодарил участников Собора и передал слово представителю Президента РФ, который зачитал приветственное слово участникам XVIII Всемирного русского народного собора. На нынешней встрече Собору предстоит обсудить такую важную, фундаментальную тему как «Единство истории, единство народа, единство России». Президентом В.В. Путиным было отмечено, что «форум, собравший в Храме Христа Спасителя представителей Русской Православной Церкви, творческую интеллигенцию, видных ученых, общественных и религиозных деятелей, давно стал большим, значимым событием в жизни страны. Его открытые и подчас острые дискуссии — неизменно вызывают большой интерес и широкий резонанс».  Россия всегда была крепка традициями единения и сплоченности — вокруг великих, созидательных целей, во имя свободы и независимости Отечества. В.В. Путин отметил, что люди «должны знать свою историю, помнить, что есть безусловные ценности и идеалы, которые передаются из века в век, из поколения в поколение». Такие понятия, как  патриотизм и священный долг защищать Родину, межнациональное согласие, добрососедство и взаимное уважение - это все формирует у народа верность своим корням, гордость за ратные подвиги и трудовые свершения предков. Президент подчеркнул в своём слове, что «такая преемственность — служит прочной опорой нашей государственности, помогает добиваться успеха в решении масштабных задач, стоящих перед страной»

Также Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев направил приветствие участникам XVIII Всемирного русского народного собора, в котором особо отметил важность осознания на данном историческом этапе развития, что «консолидация общества невозможна без опоры на традиции и ценности, которые веками скрепляли наше государство. В первую очередь это справедливость, милосердие, взаимопонимание между людьми разной веры и национальности. И, конечно, ответственное отношение к своей семье, к родной стране».

 

В завершение работы Собора участниками были приняты два основополагающих документа.  

 

Декларация русской идентичности

XVIII Всемирный русский народный собор, рассмотрев тему «Единство истории, единство народа, единство России», обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.

 


 

12 ноября 2014 года в рамках XVIII Всемирного русского народного собора в малом зале Паломнического центра Московского Патриархата под руководством председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина состоялось ежегодное совещание лиц, ответственных за взаимоотношения Церкви и общества в епархиях Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие представители из более чем 100 епархий.

На совещании шло обсуждение актуальных проблем церковно-государственного и церковно-общественного диалога, основных направлений деятельности создаваемых профильных епархиальных отделов, вопросов межъепархиального сотрудничества и обмена опытом. 

 

Подготовил Валерий Анфёров

 

Видео: Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XVIII Всемирного русского народного собора

 

Фотографии: 

{joomplucat:271 limit=12|columns=3}

опубликовано 19 ноября 2014
Поделиться ссылкой
Мульткалендарь
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Радио ВЕРА
Актуально
Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Просветительские курсы для мирян "Православие" Московского Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии.
«Будем всем сердцем любить Церковь Христову». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Его исповеднический подвиг учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию». Памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского
Празднование 20-летия учреждения Казахстанского Митрополичьего округа в Южной столице
Документальная лента о истории и чудесах Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Кокшетауской епархии в Воскресенский собор пожертвованы: икона Праведного Иоа́нна Русского, написанная иконописцем С.Н. Соколовым; частица мощей святого - Фондом "Святого Мученика Вонифатия", рук. Мезенцева Н.С. ; книги "Житие. Канон. Акафист святому" с иконками - Фондом содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского, рук. Белогрудов И.О.
Частица святых мощей преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца передана в дар Кокшетауской и Акмолинской епархии епископом Тихвинским и Лодейнопольским Священноархимандритом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Икона с частицей мощей пребывает для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.
Святые мощи святителя Луки, исповедника, Архиепископа Симферопольского, переданые в июне 2018 года в дар православным жителям Кокшетау от Симферопольской и Крымской епархии, пребывают для молитвенного поклонения верующих в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау.