Основы Православия

 

-1

 

Календарь публикаций

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Наш баннер

Кокшетауская и Акмолинская Епархия

Точное название: Кокшетауская и Акмолинская епархия

Дата создания: 5 октября 2011 г.

Входит в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 101) путем выделения из состава Чимкентской епархии при сохранении города Астаны в составе Астанайской епархии. Объединяет приходы в пределах Акмолинской области Республики Казахстан. В пределах епархии проживает 732 533 человек.

Кафедральный город: Кокшетау.

Кафедральный собор: во имя святого Архистратига Божия Михаила (Кокшетау).

Благочиннические округа: Кокшетауский округ, Акмолинский округ, Восточный округ.

Отделы епархиального управления: социального служения, катехизический, миссионерский, информационный, молодежный, отдел по канонизации святых.

Статистические данные: количество приходов, монастырей, число священнослужителей (иереев и диаконов) – 25 приходов, 23 священников, 1 диакон.

 

История епархии

Православная церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца построена в станице Кокчетавской  в 1850 году. Строился храм на пожертвованные в 1835 году деньги в количестве 10 000 рублей Томским почетным гражданином Степаном Поповым. 

26 ноября 1851 года церковь была освящена. 

В 1875 году перенесена на площадь в центр станицы, вновь освящена 11 января 1876 года. 

По причине роста населения станицы и городского населения  28 января 1889 года принято решение о строительстве новой церкви в центре города. Строительство длилось 5 лет, т.к. велось за счет пожертвований прихожан и жителей селений Павловское и Еленинское, где церквей не строилось.

Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена  в 1895 году. По причине не имения причта церковного горожанами было принято решение об обращении к его Преосвященству епископу городов Омска и Семипалатинска Григорию.

Освящена церковь 6 июня 1896 года. Ведущая к ней улица стала именоваться Михайло-Архангельская. 

Журнал Омской Духовной консистории от 1 января 1897 года, ст.1 «При Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава открыть самостоятельный приход с причтом для священника и псаломщика». 

Протоколом Омской духовной консистории за № 270, утвержденном его Преосвященством 15 октября 1896 года об открытии самостоятельного прихода при Михаило-Архангельской церкви в г. Кокчетаве и о закрытии вакансии второго священника в Георгиевской церкви». Данную вакансию занимал священник Иоанн Машенин. Он стал первым священником церкви Михаила Архангела. По характеру строения – деревянное здание, каменный фундамент, деревянная колокольня, здание обнесено было деревянной резной оградой. Население прихода на момент открытия храма составляло 1069 мужчин, 1073 женщин.       

Церковно-приходское попечительство открыто в 1900 году. На пасхальной неделе причт посещает все дома прихожан со святым крестом, после проводили обход со святыми иконами по домам прихода. 

2 февраля 1918 года Советом народных комиссаров принят декрет об отделении государства и школы от церкви. 

5 апреля 1923 года  - передача имущества в связи с отделением церкви  от государства и школы от церкви. Настоятель-священник Иоанн Маслов.

В апреле 1923 года проведены ревизии  и составлены описи имущества Георгиевской и Михаило-Архангельской церквей,  подсчитано количество икон, подсвечников, колоколов, облачений. Всё описанное под расписку было передано священникам и церковным старостам. Из описи: «Церковь и колокольня имеют пять глав: одна над алтарем, другая над серединою церкви, третья и четвертая по бокам храма и пятая над колокольнею. Все главы покрыты вызолоченным железом и заканчиваются  вызолоченными  крестами, иконостас деревянный,  выкрашен красной краской, резьба и колонны вызолочены».  

В 30-е годы 20 века в Кокчетаве функционировала только Михаило-Архангельская церковь, Георгиевская была заброшена и использовалась как склад. Действующая церковь не давала покоя властям. Наступило время репрессий и расстрелов, ссылок неугодных действующему в стране режиму священнослужителей и мирян. Вот лишь некоторые дошедшие до нас имена тех, кто пострадал за исповедание православия. Данные о священнослужителях и мирянах, убиенных, сосланных, пострадавших в 30-е годы 20 века на территории нынешней Кокшетауской и Акмолинской Епархии, обладает государственный архив. Силами прихожан храма Архистратига Михаила г. Кокшетау эти имена сегодня стали известны и присно поминаемы:

  • священник Протоклитов Антоний Андрианович (сослан в г. Кокчетав из г. Саратова) – 16 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Казанский Константин Григорьевич (сослан из г. Тамбова) 15 декабря 1937 года расстрелян;  
  • священник Архангельский Михаил Иванович (сослан из г. Брянска), 25 августа 1937 года осужден на 10 лет (место заключения и дата кончины не известна);
  • диакон Колпаков Александр Иванович (сослан из г. Ленинграда), 18 августа 1937 года расстрелян,
  • священник Барбашинов Александр Николаевич (сослан из г. Тверь), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Соколов Петр Иванович (село Имантав, Кокчетавской области) 26 декабря 1937 года приговорен к 10 годам заключения,(место и дата кончины не известны);
  • священник Богомолов Тихон Петрович (сослан из г. Воронежа), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Шайтанов Михаил Павлович (станица Чалкар, Аиртауского района, Кокчетавской области), 15 декабря 1937 года расстрелян;
  • митрополит Александров Серафим (Александров Дмитрий Александрович), сослан из г. Казани, 2 декабря 1937 года расстрелян;
  • священник Улович Николай Петрович (благочинный, сослан из г. Большой Токмак (Запорожье), 5 декабря 1937 года приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Негеевич Дмитрий Петрович (сослан из г. Большой Токмак (Запорожье) приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Коломеец Амвросий Васильевич, (сослан из г. Большой Токмак (Запорожье), приговорен к 10 годам лагерей (место и дата кончины не известны);
  • священник Меркурьев Василий Мефодьевич (благочинный Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Курдюмов Иаков Филиппович (ссыльный из Белгородской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Светлов Евгений Сергеевич (ссыльный из Московской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Губарев Никита Филипович, (село Михайловка Балкашинского района, Кокчетавской области), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • священник Кучма Карп (село Имантав, Кокчетавской области);
  • священник Абудовский Николай  (г. Кокчетав);
  • священник Лукин Евгений Павлович (ссыльный из Ленинграда);
  • священник Кондратюк Игнатий (ссыльный);
  • староста Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава Бобровцев Григорий Георгиевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава  Кузиков Иоанн Дмитриевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • Председатель Церковного совета Михайло-Архангельской церкви г. Кокчетава Бобровцев Иустин Георгиевич, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава Васильченко Леонтий Митрофанович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • Ефимов Петр Садокович (г. Кокчетав), 18 августа 1937 года расстрелян;
  • староста Церковного совета Казачьей Церкви г. Кокчетав, Чалов Георгий Егорович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • староста церкви села Михайловка Балкашинского района Попов Иоанн Демидович, 18 августа 1937 года расстрелян;
  • член Церковного совета Михаило-Архангельской церкви г. Кокчетава Карташев Иоанн Ильич, 18 августа 1937 года расстрелян.

Декабрь 1937 года – здание церкви передано Горсовету.

19 марта 1938 года верующим было предложено, «… ремонт церкви произвести обязательно в 1938 году в сроки с 1 апреля по 1 июня. Поручить т. Черникову (и. о. председателя горсовета) не позднее 1 апреля 1938 года заключить обязательство с «двадцаткой» Михаило-Архангельской церкви на производство ремонта церкви, в случае отказа поставить вопрос об изъятии церкви». (Гос. Архив г. Кокшетау, ф.107, по.1, д.29, л.30).  Сумма составляла 16417 рублей 69 копеек, собрать которую не удалось.  

6 апреля 1939 года  на общем собрании религиозного общества города Кокчетава, было решено «передать Михайловскую церковь в распоряжение горсовета со всем церковным имуществом». С просьбой передать для отправления религиозных служб  Георгиевскую церковь верующие обратились к руководству города, которое, в свою очередь, постановило: «…Религиозное общество обязуется провести ремонт Егорьеской церкви не позднее 1-го августа».    

На внеочередном заседании Президиума горсовета от 20 апреля 1939 года принято решение о перестройке храма под городской клуб. Верующие обратились с просьбой в горисполком о разрешении совершать богослужение в церкви Архангела Михаила хотя бы до 10 мая 1939 года, дабы иметь возможность привести в порядок Георгиевскую церковь, в прошении также была указана просьба зарегистрировать священника Николая Васильевича Обододовского для служения в храме. 

30 декабря 1939 года «в целях улучшения благосостояния трудящихся жителей города» была утверждена смета по благоустройству г. Кокчетава на 1940 год. Под №1 в смете значилось «переоборудование церкви под городской клуб – 82 600 рублей». 

17 января 1940 года - здание Георгиевской церкви передано под музей.

10 апреля 1940 года - решением горсовета передача здания Михаило-Архангельской церкви под клуб  в ведомстве промартели сроком на 15 лет. 

С 1940 по 1947 год, с оборудованной на месте алтаря сценой, церковь Архистратига Михаила была городским клубом. А в 1949 году её рубленное из бревен здание было разобрано и перенесено на пустырь вдоль нынешней улицы им. Ш. Уалиханова (по материалам Кокшетауской еженедельной газеты Курс № 41 (541) от 15 октября 2009 года), благодаря вмешательству архиепископа Алма-Атинского Николая (Могилевского), который послал телеграмму в Москву в Совет по делам церквей с требованием вернуть храм верующим. 

С 1944 года по 1946 года - богослужения проводились по домам православных прихожан.

С 1946 года по 1949 год - богослужения проводятся в квартире священника Феодора Васильевича Дергачева по ул. Красная, д. 82.

20 мая 1947 года - зарегистрирована православная община по адресу: ул. Красная, д. 82.

27 мая 1947 года - зарегистрирована община в банке (Священник Сергей Александрович Боженов)

5 августа 1948 года - получено решение о возврате верующим здания Церкви на снос.

Декабрь 1948 года - верующие разбирают здание Церкви.

Январь 1949 года – начато строительство Церкви на новом месте, около базарной площади.

31 января 1949 года - решение властей от 5 августа 1948 года о возврате верующим здания Церкви на снос отменено решением властей г. Кокчетава.

2 февраля 1949 года - строительство прекращено, хотя прихожанами уже было уложено от основания здания 10 венцов бревен.

17 мая 1949 года - получено решение горсовета от отводе земельного участка под строительство Церкви по ул. Южная.

3 июня 1949 года - начало строительства храма Архангела Михаила на новом месте. 

12 сентября 1949 года – воздвигнутое на новом месте силами прихожан здание церкви Архангела Михаила было принято в эксплуатацию комиссией в составе главного инженера облкомхоза и заведующего  горкомхозом. Священник Матвей Илларионович Раков. 

Ноябрь 1949 года  - совершение освящения вновь выстроенного храма.

24 ноября 1949 года - священником храма Архистратига Михаила зарегистрирован  Александр Павлович Игумнов.

15 февраля 1950 года - договор о передаче здания церкви верующим.

12 мая 1950 года - Церковь была закрыта. Священник Максим Алексеевич Ломакин ходатайствует перед властями об открытии Церкви и возобновлении богослужений.

7 февраля 1954 года были проведены перевыборы церковного совета и ревизионной комиссии. Настоятелем служит  Максим Алексеевич Ломакин.

С 1973 по 1975 год в храме служит священником Амвросий Шульгай, назначенный митрополитом Иосифом.

27 января 1975 года назначен служить протоиерей Виктор Голубев.

2 января 1987 года настоятелем храма епископом Евсевием (Савиным) Алма-Атинском и Казахстанским назначен протоиерей Василий Качанкин.

В 1989 году протоиерей Амвросий Шульгай повторно назначен в штат храма епископом Евсевием (Савиным).

По состоянию на май 2014 года в храме Архистратига Михаила г. Кокшетау служат: настоятель храма протоиерей Василий (Качанкин), протоиерей Константин (Копнин), иерей Александр (Василенко), иерей Андрей (Савватеев), диакон Евгений (Шелободин).

Приход имеет Крестильное здание, здание Воскресной школы и просфорни, кирпичную колокольню, жилой дом, трапезную.

В храме Архистратига Михаила есть особо почитаемые иконы. Образ Богородицы «Скоропослушница» и Её же Пречистый образ «Достойно есть», написанные на святой горе  Афон. Иконам более 100 лет. 

 

Имена архиереев

Мульткалендарь

Расписание богослужений

Кафедральный Михаило-Архангельский собор г. Кокшетау 

 

19 октября ЧетвергАпостола Фомы.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Вечерня. Утреня.

20 октября ПятницаМчч. Сергия и Вакха. Свт. Ионы, еп.Ханькоуского.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Вечерня. Утреня.

21 октября Суббота Прп. Пелагии.
 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Всенощное бдение.

22 октября Воскресенье Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Ап. Иакова Алфеева. Обретение мощей прп. Севастиана, старца Карагандинского, исп.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Полиелейное богослужение.

23 октября Понедельник Седмица 21-я по Пятидесятнице. Мчч. Евлампия и Евлампии.Прп. Амвросия Оптинского.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

Вечером богослужений нет.

24 октября Вторник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Санитарный день.

Утром богослужений нет.

17- Полиелейное богослужение.

25 октября Среда свт. Николая, митр. Алма-Атинского и Казахстанского, исп.

 8:30 - Часы.
 9:00 – Литургия.

17:00 – Полиелейное богослужение.

 ***

Праздность – это состояние обратное тому, в котором пребывает человек, исполняющий Божию заповедь о труде. Праздность – это не отдых, не восстановление своих сил. Праздность – это пустое времяпровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, «не может быть праздным человеческое сердце». Действительно, всякая праздность есть лишь иллюзия. Сердце человеческое не терпит пустоты, и в душу праздного человека входит нечто опасное для его духовной, а нередко и физической жизни. Входят дурные помыслы, а вслед за ними – дурные слова, ведь чаще всего от праздности мы пустословим, чаще всего от праздности мы произносим праздные слова, за каждое из которых дадим ответ перед Господом (см. Мф. 12, 36). Нередко праздность приводит к тому, что эти пустые, праздные слова начинают наполняться желчью и злобой по отношению к нашим ближним, и вот уже совершается другой грех – грех осуждения.

Ссылки

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет     Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru     Русская Православная Церковь в КазахстанеПетропавловская и Булаевская Епархия     Астанайское Церковное благочиние    

 



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Кокшетауская и Акмолинская Епархия, Православная Церковь в Казахстане.